РЕЦЕНЗИЯ на монографию «Стратегические направления обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России» (Алабердеева Р.Р., Гапоненко В.Ф.)

Гребеник В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Гребеник В.В. РЕЦЕНЗИЯ на монографию «Стратегические направления обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России» (Алабердеева Р.Р., Гапоненко В.Ф.) // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 2. – С. 241-248. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110275.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43085629



Наряду с угрозами в сфере экономики в нефтегазовом комплексе России высоки криминальные угрозы, связанные с уровнем преступности экономической и коррупционной направленности. Совершаемые в нефтегазовом комплексе России экономические и коррупционные преступления направлены на увеличение доли прибыли менеджмента, и без того баснословной. Кроме этого менеджеры целенаправленно формируют условия для сокрытия легальной прибыли и уклонение от уплаты налогов. Авторы рецензируемой монографии доказательно отмечают, что указанные условия диктуют необходимость обеспечения экономической безопасности, однако у сотрудников государственных органов при обеспечении экономической безопасности в нефтегазовом комплексе России, возникают сложности, связанные с несовершенством правового регулирования, проведением мероприятий, направленных на декриминализацию и противодействия коррупции.

Представленная на рецензирование монография подготовлена на тему, актуальность которой подтверждается выводами авторов о реальности угроз экономической безопасности нефтегазового комплекса России. Предложенные авторами выводы и предложения в данной монографии, в некоторой степени устраняют имеющиеся пробелы в познании предмета исследования.

Достоинством рецензируемой монографии Алабердеева Р.Р., Гапоненко В.Ф. является комплексность проведенного исследования, которая позволила авторам рассмотреть как теоретические основы в области объекта исследования (уточнить генезис и современную сущность понятийного аппарата), так и стратегические направления обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России.. Комплексный подход позволил авторам достичь цели исследования и сделать выводы, обладающие научной и практической новизной.

Учитывая изложенные обстоятельства, авторы рецензируемой монографии объективно отмечают, что возникла необходимость принятия безотлагательных мер по противодействию указанным угрозам, а также, разработка и принятие мер по декриминализации отраслей нефтегазового комплекса России. Принятию этих мер должны сопутствовать глубокая научная проработка правовых, организационных и управленческих проблем, возникающих в ходе обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России. Это необходимо сделать и в связи с существующей научной проблемой, которая заключается в том, что научное обеспечение деятельности по обеспечению экономической безопасности нефтегазового комплекса России не в полной мере соответствует его значимости для устойчивости экономики страны. Из обозначенных противоречий следует, что теория и практика обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса уже не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня и становится очевидной необходимостью как развития общей теории, и методологии безопасности, так и разработки стратегии обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России, в том числе при комплексном воздействии всех видов угроз, в условиях интенсивно меняющейся экономической обстановки. Указанные обстоятельства отражают суть научной проблемы, решаемой в рецензируемой монографии, которая заключается в разработке стратегии обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России с учетом направлений деятельности государственных органов Российской Федерации по противодействию угрозам экономической безопасности в нефтегазовом комплексе России. Из чего следует, что научная проблема находится на стыке экономики, менеджмента, социологии, политологии, юриспруденции.

Авторами доказательно предлагается, что для устранения угроз и дисбалансов экономической безопасности нефтегазового комплекса выработаны механизмы по их нейтрализации путем адаптации существующих и использования новых методов и моделей, которые позволят повысить конкурентоспособность продукции и рентабельность отрасли нефтегазового комплекса России:

− для этого необходимо адаптировать существующий в США закон, где запрещается при переработке нефти выработка топочного мазута более 5 % на нефть. В настоящее время на российских перерабатывающих заводах вырабатывается более 18 % мазута на нефть;

− разработать и принять законы «О нефти» и «О газе», где будут учтены особенности разработки нефтегазовых месторождений и особенности добычи нефти и газа, т. к. в законе «О недрах» эти особенности не учтены;

− внедрить новые технологические комплексы по углублению переработки нефти и повышению качества продукции, в том числе и оборудование по углубленной переработки нефти, способом плазмохимического гидрокрекинга (дробления углеводородных молекул с одновременным гидрированием). Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет подвергнуть глубокой переработке, в том числе и тяжелые фракции (мазут, печное топливо и т. п.) и довести глубину переработки до 100 %. В сфере поиска нефти, для достижения положительных результатов необходимо использовать новые технологии, которые будут способствовать повышению эффективности геологоразведочных работ, что приведет к исключению механического наращивания объемов разведочного бурения. Технологии и аппаратура для сканирования межскважинного пространства позволят получать более достоверную информацию о строении продуктивных пластов.

Учитывая, что на Западе, кроме транснациональных и вертикально интегрированных компаний, функционируют и сотни небольших (малых и средних) нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, которые эффективно работают на обводненных и затухающих месторождениях, авторы в монографии удачно предлагают: необходимо стимулировать функционирование подобных компаний в России, что позволит длительное время поддерживать уровень добычи углеводородов в условиях ограниченности ресурсов, вкладываемых в геологоразведочные работы.

Для защиты национальных интересов, исходя из современных угроз экономической безопасности нефтегазового комплекса (НГК) России, и для повышения защищенности и «запаса прочности» нефтегазового комплекса России, авторы монографии профессионально предлагают:

− провести полную инвентаризацию и регистрацию собственности в отраслях НГК, установить фактических собственников (бенефициариев) компаний, включая иностранных, точно определить долю государства в имущественных комплексах отраслей НГК и установить контроль за оборотом федерального имущества, в том числе государственного фонда;

− активизировать работу всероссийской биржи углеводородного сырья, которая позволит сформировать в стране национальный институт котировок (определение рыночных цен) товаров имеющих стратегическое значение, посредством формирования организованного рынка (биржи) срочных контрактов на указанные активы, а также обеспечение для государства возможности оказывать воздействие рыночным методом на уровень формируемых на рынке цен;

− завершить полномасштабную инвентаризацию фонда скважин нераспределенного фонда недр, установить фактических собственников скважин, определить их техническое состояние и устранить факторы, способствующие несанкционированному их использованию;

− передать с государственного баланса на баланс недропользователей старые скважины, расположенные в пределах распределенного фонда недр;

− осуществить проверку правомерности и обоснованности передачи недропользователям скважин, пробуренных за счет государственных средств, а также правильность оценки их стоимости;

− дополнить требования к лицензиатам месторождений в части конкретизации сроков программ разведки, бурения и освоения с условием закупки оборудования у отечественных производителей;

− в газовой отрасли функции по регулированию отрасли вернуть из хозяйственного субъекта (ПАО «Газпром») государству;

− создать механизм преференций вертикально интегрированным компаниям, размещающим заказы на производство оборудования на отечественных предприятиях машиностроения;

− разработать меры по мониторингу добычи, транспортировки, реализации, потребления углеводородных ресурсов, свести все эти сведения в единый баланс по каждому виду продукции и разработать меры по противодействию теневому обороту продукции НГК;

− ужесточить ответственность недропользователей за соблюдение лицензионных соглашений и обязать их принимать участие в воспроизводстве минерально-сырьевой базы в объеме не менее добываемых запасов углеводородного сырья;

− предусмотреть создание кодекса нормативных правовых актов по регулированию отношений в нефтегазовом комплексе России в связи с тем, что их рассредоточенность по многим нормативным правовым актам создает трудности в правоприменительной практике;

− изменить порядок принятия нормативно-правовых актов регулирующих экономическую деятельность в нефтегазовом комплексе России в связи с опасностью их лоббирования со стороны корпораций. Кроме обязательного проведения антикоррупционной экспертизы, использовать возможности экспертов из учебных, научных учреждений и государственных контролирующих, надзорных, правоохранительных органов и других ведомств.

Необходимо отметить вклад авторов монографии в развитие теории экономической безопасности, методологии и практики исследуемой темы. В связи с этим, авторы в новых экономических условиях экономическую безопасность предлагают рассматривать как целостную систему согласованных мер по защите национально-государственных интересов, путем выработки национальной экономической политики, направленную на защиту интересов государства и общества, путем передачи собственности частных компаний работникам на основе акционирования.

В качестве важных результатов исследования авторы убедительно отмечают и предлагают:

– Исходя из положений стратегии и методологии моделирования инновационного развития и импортозамещения нефтегазового комплекса и накопленного в стране опыта развития и реформирования экономики, необходимо принять безотлагательные меры, направленные на повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них, исходя из текущей экономической конъектуры с учетом долгосрочной цели развития страны.

– При подготовке стратегических документов учитывать опыт зарубежный стран и опыт подготовки стратегических документов советского периода; наиболее приемлемый вариант для страны − смешанная стратегия с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, заимствования доступных на мировом рынке технологий, стимулирование развития отечественных разработок с учетом долгосрочных целей развития страны позволят осуществить инновационно-технологический прорыв (опыт Норвегии).

– Принять действенные меры по повышению извлекаемости нефти из месторождений, т. к. по подсчетам специалистов, в целом по стране из‑за неэффективной добычи потеряно около 15 млдр т. нефти, что соответствует величине добычи за всю историю отечественной нефтяной промышленности.

– Внедрять технологии для повышения глубины переработки сырья, которая может дать стране неизмеримые преимущества; увеличить объемы финансирования геологоразведочных работ (ГРР), где определить главным показателем эффективности ГРР не финансовые затраты, а физические объемы работ и прирост запасов.

– Применять методы когнитивного моделирования при стратегическом управлении нефтегазовым комплексом России, которые позволили существенно повысить эффективность применения инновационных технологий сервисными компаниями, а также качество принимаемых управленческих решений в условиях неопределенности процессов производственно-экономического обеспечения, Реализации заказа на инновационную продукцию требует формирования новой концепции, суть которой заключается в управлении реализацией программ и планов на основе учета и управления риском, возникающим вследствие действия факторов финансово-экономического, научно-технического и производственно-технологического характеров.

В настоящее время, объективно отмечают авторы монографии, созрело понимание целесообразности реализации концепции рыночного хозяйствования при государственном регулировании, обеспечивающем формирование и функционирование цивилизованного рынка, и гарантирование государственных интересов, связанных с независимостью, безопасностью страны и благополучием общества.

Основываясь на выводах теоретических основ экономической безопасности, авторами правомочно установлены и разработаны механизмы, инструменты и стратегические установки, повышающие экономическую безопасность нефтегазового комплекса России, которые заключаются в создании условий для развития отечественного научно-технического потенциала, поощрение и вознаграждение иностранных компаний, вносящих вклад в создание национального научно-технического потенциала нефтегазового комплекса. В целях развития этого направления авторы монографии предложили разработать долгосрочную программу развития НИОКР в сфере увеличения извлекаемости нефти. Реализация этих мер позволит довести уровень извлечения нефти из месторождений до 70 %, тогда как в России этот показатель составляет 30 %. Для этого необходимо дать возможность отечественным исследовательским институтам самостоятельно осваивать свои изобретения, а нефтегазовые компании обязать внедрение новых разработок в производственный процесс. Кроме этого необходимо:

− подготовить комплекс мер по устранению условий недобросовестной конкуренции на российском внутреннем рынке, создаваемые зарубежными государствами за счет введения санкций, проведения протекционистской политики (в том числе льготных налоговых режимов, таможенных, тарифных и других преференций) при поставке в Россию импортного оборудования;

− перевод компаний, работающих в режиме СРП на общенациональный налоговый режим;

− отнесение на себестоимость продукции затрат предприятий по проведению НИОКР;

− разработка федерального закона о порядке взаимодействия российских промышленных союзов и отраслевых объединений с органами власти (частно-государственное партнерство);

− ввести ответственность за действия, приведшие к утрате документов отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации и частных предпринимателей, а так же за непринятие мер по обеспечению их сохранности; − возобновить практику проведения оперативно профилактических мероприятий по декриминализации нефтегазового комплекса. При проведении мероприятий необходимо использовать зарубежный опыт организации подобных операций, где их задачи намного уже наших и мероприятия проводятся по конкретным контролирующим органам или корпорациям. Для защиты национально-государственных интересов необходимо: − внести в уголовное законодательство дополнительное наказание в виде конфискации всего имущества при совершении преступлений экономической и коррупционной направленности в нефтегазовом комплексе с ущербом в особо крупном размере;

− разработать порядок определения крупного и особо крупного размера ущерба при совершении экономических и коррупционных преступлений, исходя из размера среднегодовой зарплаты по стране для крупного размера и трехкратного среднегодового размера этой зарплаты для особо крупного размера;

− разработать действенную систему контроля (сдержек и противовесов) при обеспечении экономической безопасности и декриминализации нефтегазового комплекса России при нарушении действующего законодательства сотрудниками государственных, контролирующих надзорных и следственных органов.

Монография Р.Р. Алабердеева, В.Ф. Гапоненко «Стратегические направления обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса России» соответствует современным требованиям и может быть рекомендована для опубликования типографским способом, широким тиражом в качестве монографии и будет полезна для широкого круга читателей: преподавателей, научных сотрудников, обучающихся вузов, специалистов федеральных и региональных структур власти, сотрудников правоохранительных органов, руководителей стратегических подразделений корпораций, компаний, средних и малых предприятий.


Страница обновлена: 27.01.2023 в 18:35:20