Формирование логистической системы управления производственными запасами на железнодорожном транспорте Украины
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Переход предприятий железнодорожного транспорта Украины на рыночные взаимоотношения обусловил необходимость применения системного подхода к решению проблемы управления производственными запасами, которые рассматриваются как средство, позволяющее поддерживать высокий уровень транспортных услуг за счет рациональной организации обеспечения перевозочного процесса материальными ресурсами.
Ключевые слова: транспортные услуги, логистическая система, производственные запасы, Украина
Переход предприятий железнодорожного транспорта Украины на рыночные взаимоотношения обусловил необходимость применения системного подхода к решению проблемы управления производственными запасами, которые рассматриваются как средство, позволяющее поддерживать высокий уровень транспортных услуг за счет рациональной организации обеспечения перевозочного процесса материальными ресурсами.
Железнодорожный транспорт Украины потребляет более 50000 наименований продукции, которая используется для обеспечения непрерывности перевозочного процесса. Около 70% оборотных средств предприятий железнодорожного транспорта направленно на создание производственных запасов [1, С.74], к которым относят товарно-материальные ценности (ТМЦ), приобретенные для вовлечения в процесс выполнения работ или предоставления транспортных услуг, и которые еще не использованы и не подвергнуты переработке.
Оценка эффективности действующей на железнодорожном транспорте Украины системы управления запасами была осуществлена по критериям, характеризующим качество выполнения основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Расчет ранга эффективности системы управления на основе совокупных оценок выполняемых функций показал, что она имеет низкую результативность – 2,9-3 балла при принятой пятибалльной оценочной шкале [3, С.192].
Основными причинами низкой результативности системы управления запасами на железнодорожном транспорте являются:
‑ несоответствие действующего отраслевого классификатора ТМЦ требованиям современного развития железнодорожного транспорта;
‑ несовершенство нормативной базы расчета норм затрат запасов;
‑ необоснованность расчетов потребности в материальных ресурсах, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения;
‑ отсутствие функциональных служб на железных дорогах Украины, которые должны заниматься организацией процесса управления запасами;
‑ отсутствие прогнозирования расчетов размеров заказов ТМЦ;
‑ низкие мотивационные стимулы по реализации сверхнормативных, неходовых и морально-устаревших запасов;
‑ несовершенство автоматизированной системы управления запасами.
Важной задачей управления запасами является изучение факторов, оказывающих влияние на их величину по каждому подразделению железной дороги. Обобщенная ранжировка факторов, оказывающих влияние на величину производственных запасов, имеет следующий вид [2, С.109]:
1. Размер потребления материалов в единицу времени.
2. Условия договоров, регламентирующих сроки поставок.
3. Периодичность (сезонность) потребляемых материальных ресурсов.
4. Организация закупок товарно-материальных ценностей у изготовителей или посредников.
5. Грузоподъемность транспортных средств, определяющая величину партии поставки.
6. Время нахождения материалов в пути.
7. Свойства материалов.
Для повышения эффективности процесса регулирования запасами на железнодорожном транспорте на всех уровнях управления предлагается внедрить логистическую систему управления производственными запасами. Ее формирование имеет целью организовать процесс бесперебойного обеспечения подразделений железных дорог материальными ресурсами к указанному месту, в определенное время, в необходимом количестве, комплектности, соответствующего качества, с минимальными затратами. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
‑ учет текущего уровня запасов на складах;
‑ определение величины страховых запасов;
‑ расчет объемов заказов;
‑ определение интервалов времени между заказами.
Логистическая система управления производственными запасами – это целостная параметрическая совокупность подсистем, которые в полной мере позволяют осуществлять процесс регулирования запасами на различных уровнях управления.
Логистическая система управления запасами состоит из следующих подсистем: с фиксированным размером заказа; с фиксированным интервалом времени между заказами; с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня; «минимум-максимум».
Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы ТМЦ потребляются равномерно, рекомендуется применять первые две подсистемы. В условиях систематических сбоев в поставке и потреблении материальных ресурсов наиболее распространенными являются последующие две подсистемы управления запасами.
Предлагаемая система управления производственными запасами представляет важную комплексную проблему, реализация которой предполагает не только разработку нормативов запасов, но и внедрение совокупности мероприятий, направленных на поддержание размеров запасов в заданных пределах, рациональное использование ресурсов в производственной деятельности железных дорог. О механизме внедрения методики расчета норм и нормативов производственных запасов материальных ресурсов на железнодорожном транспорте Украины мы расскажем в ближайших номерах журнала.
Источники:
2. Использование метода экспертных оценок для установления значимости факторов, влияющих на величину производственных запасов на железнодорожном транспорте / Гриценко С., Калиниченко З., Шестопалова Л., Подольский Р. // Вісник Тернопільської академії народного господарства: Наук.журн. – Тернопіль,2002.- №5. – С.106-109.
3. Перспективы развития системы управления производственными запасами на железнодорожном транспорте / Гриценко С.И., Назаренко Н.Н., Шестопалова Л.В. // Вісн. Донецьк. Ун-ту. – Донецьк, 2002. - №2-1. (Серія В. Економіка і право). – С.190-196.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 01:49:22