Китайская реформа налога на недвижимость
Сунь Ц.1,2, Дин Ч.1, Чжан С.1
1 Центральный университет финансов и экономики, КНР
2 Внутренний Монгольский университет финансов и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сунь Ц., Дин Ч., Чжан С. Китайская реформа налога на недвижимость // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – С. 3825-3834. – doi: 10.18334/rp.16.21.2068.
Аннотация:
Существующие исследования отражают отсутствие тесной инвестиционной корреляции между различными секторами народного хозяйства (т.н. мульти-системы), что, по мнению экспертов, должно привести к запуску процесса реформирования налога на недвижимость Китая. Основными направлениями изменений, способных повысить инвестиционную активность, являются: системы взимания и управления расходованием налога на недвижимость, развитие общественного сектора и бюджетная система (дилемма социальной справедливости и экономической эффективности), современная система регистрации на жительство, право на свободное перемещение и «голосование ногами» (выбор комфортных условий для работы и проживания), навязываемая система принудительного списания платежей за недвижимость и демократический режим местного правительства и т.д.
Ключевые слова: Китай, реформа налога на недвижимость, китайская реформа, взаимодействие мультисистемы
Введение
Начиная с 2003 года, когда сложилась благоприятная конъюнктура рынков и деловая активность во многих отраслях была на высоком уровне, правительство Китая запланировало ввести единый и стандартизированный налог на недвижимость. Вместе с этим было предложено отменить действующие взносы и сборы за недвижимость. 28 января 2011 года Шанхай и Чунцин как пилотные мегаполисы вводят единый налог на недвижимость. В дальнейшем представители данных районов, по итогам полученных результатов, предложили до 18-го созыва 3-го пленума ЦК КПК «ускорить введение единого налога на недвижимость и стимулировать реформирование налоговой системы».
В целом, реформирование имущественных налогов в Китае длится уже более 10 лет. В результате, к настоящему времени её эффективность была поставлена под сомнение и стала еще более актуальной темой для обсуждения.
Существующие проблемы и последствия введения налога на недвижимость в пилотных районах
С начала введения в пилотных районах налога на недвижимость ученые и практики единогласно одобрили только замораживание роста налогообложения инвестиционного жилья. В итоге в Шанхае и Чунцине это привело к увеличению общественного обсуждения о необходимости введения налога на недвижимость. Рассматривались как практические, так и теоретические стороны вопроса.
1. Неэффективность налога на недвижимость
Ограничение высокой динамики роста цен на жилье является основной целью введения налога на недвижимость в Китае. При этом результаты введения налога в пилотных районах (в Шанхае и Чунцине) рассматриваются как неудовлетворительные. Основные причины состоят в том, что:
1) в соответствии с принципами развития общества и экономики, обложение налогом востребованных товаров приводит к увеличению цен на них. Практика Китая показала, что это касается как товаров народного потребления, так и недвижимости;
2) анализ сложившейся практики использования собранного налога на недвижимость показывает, что он направляется на муниципальные нужды: на создание и содержание общественной инфраструктуры (в т.ч. коммунальных услуг). При этом присутствуют и инвестиционное использование собираемых средств – осуществляется реконструкция муниципальной недвижимости с целью повышения ее рыночной стоимости;
3) введение налога на недвижимость приведет к увеличению стоимости владения жильем, хотя в какой-то степени он сократит спекуляции в рынке недвижимости и снизит цены на жилье в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе себестоимость земельных участков, диспропорция спроса и предложения, а также макроэкономическая среда, являющиеся основными факторами, будут определять стоимость жилья. Таким образом, если в перечень ключевых факторов не впишется что-то новое, то введение налога на недвижимость не будет влиять на стоимость недвижимости [1];
4) по результатам анализа развития пилотных районов было выявлено, что после ведения налога на недвижимость в Шанхае и Чунцине общественное восприятие данных новаций жителями других городов меняется и обязательно приводит к напряжению и предвзятости к органам муниципального управления. В результате психологическое ожидание введения налога на недвижимость подводит жителей других районов Китая к скорейшему приобретению жилья, до момента введения налога. Это желание возникает из-за нежелания стать налогоплательщиками, так как добавляет расходов к семейному бюджету, а в глобальном плане – приводит к росту цен на жилую недвижимость.
Между тем в пилотных районах введение налога на недвижимость не тотальное и постоянно увеличивает свое распространение. В частности, возрастает количество видов объектов недвижимости, облагаемых налогом.
До момента введения налога на недвижимость в пилотных районах все личные объекты недвижимости не подлежали налогообложению. Другими словами, налоговая нагрузка не отражала платежеспособность налогоплательщиков, а это свидетельствует об отступлении от принципов социальной справедливости налоговой системы и в некоторой степени поощряет людей к обогащению. Кроме того, налог на недвижимость практически не использовался в политических целях как инструмент регулирования перераспределения доходов между разными слоями населения.
Таким образом, если органами государственного управления Китая не будут поставлены задачи по сдерживанию цен на жилую недвижимость, перераспределению доходов населения, пополнению бюджетов муниципальных образований, сдерживанию коррупции, принятые меры в пилотных районах могут остаться слабыми попытками государственного регулирования и подорвать значение налога на недвижимость.
2. Экономическая сущность налога на недвижимость не отражает его прямого назначения
Характеристика налога на недвижимость такова, что он относится к группе налогов на имущество. Следовательно, наличие и величина налога на недвижимость должна сопоставляться с благосостоянием и имуществом гражданина, в т.ч. учитывая и другие объекты собственности. Это позволит адресно подойти к вопросу налогообложения различных слоев населения. В пилотных районах (Шанхай и Чунцин) налогообложение было введено на коммерческую недвижимость, вторые объекты были освобождены от налогов. Начисление налогов осуществлялось в момент совершения сделок по переходу прав собственности, а величина налогов определялась исходя из цены сделки.
Таким образом, в пилотных районах налог на недвижимость имеет ярко выраженный характер налога с продаж, а не налога на имущество [2]. В случае снижения деловой активности на рынке жилья и усугубления неэластичности спроса на жилье, налоговое бремя будут нести только покупатели жилья. И самое главное – введением подобной формы налога на недвижимость (считай, налога с продаж) практически невозможно регулировать ценовую динамику на рынке жилой недвижимости.
3. Сущность налога на недвижимость не соответствует правовым нормам
Наше сомнение об отклонении налога на недвижимость от правовых норм в пилотных районах основывается на следующих двух факторах:
во-первых, процедура введения налога на недвижимость осуществляется под руководством группы участников, но не включает налогоплательщиков. У последних это вызывает сомнения в законности действий пилотных районов по введению налога на недвижимость. В случаях, когда налог на недвижимость вводится директивным методом, налогоплательщики считают, что их права нарушены;
во-вторых, ставится под сомнение целевое использование доходов от собираемого налога на недвижимость, т.к. они не всегда направляются на общественные нужды [3]. Это вызывает сомнения относительно достаточности контроля за процедурой расходования ресурсов.
В обоих случаях отражается то, что жители пилотных районов считают, что не обеспечивается социальная справедливость. Собираемые средства не направляются на развитие общества, идет исключительно сбор, а вложения в развитие города отсутствуют. В результате это дискредитировало сущность налогообложения в общем и преимущества владения имуществом в частности. В итоге, стали увеличиваться факты уклонения от уплаты налогов и другие нарушения действующего законодательства.
В связи с этим дискуссия о путях внедрения налога на недвижимость в Китае должна быть максимально глубокой, с привлечением широкого круга заинтересованных участников. Главной целью введения налога на недвижимость является не столько сдерживание роста цен на недвижимость (и, как следствие, формирование диспропорций на рынке инвестиций), сколько создание условий для экономического регулирования. Такие экономически развитые районы, как Шанхай и Чунцин, не преследуют цель пополнения бюджета от введения налога, они пытаются регулировать и обеспечить сбалансированное развитие различных отраслей народного хозяйства.
Система налогообложения является одним из ведущих инструментов регулирования общественного развития, обеспечивает перераспределение доходов. Введение современной и перспективной модели имущественного налогообложения является неотъемлемой частью налоговой реформы. Создание новых схем обеспечения общественного развития создаст условия для дальнейшей экономической реформы и, как результат, приведет к политическим изменениям. Мы верим, что методологии начисления и сбора налога на недвижимость будет двигаться развиваться и впоследствии станет одним из основных источников пополнения бюджета.
Проект Китайской реформы налога на недвижимость
1. Комплексная система налогового администрирования
Современная система налогового администрирования требует создания и постоянного развития налога на имущество [4]. Создание более совершенной системы управления информацией и регистрация имущества для системы налогового администрирования в Китае является неизбежным будущим, что подтверждается мировой практикой становления налоговой системы. Опыт налогового администрирования в развитых странах показывает, что прозрачность регистрации права на недвижимости и информации о налогах, а также защита частной информации, не противоречат друг другу, и удается сохранить эффективность государственного управления. Более того, информационная прозрачность является условиями для справедливого налогообложения.
Прозрачность регистрации прав на недвижимости и информации о налогах должна включать в себя: информацию о владельцах, дату приобретения, конкретное расположение объекта недвижимости, историю сделок с ней, оценку рыночной стоимости недвижимости, тип и технические характеристики недвижимости (в т.ч. год строительства, планировки, строительные материалы), обстоятельства налогообложения в предыдущих годах и в этом году.
Только прозрачность информации может гарантировать то, что налогоплательщики облагаются налогами справедливо (их перечень достаточен, но при этом нет их чрезмерности). Кроме того, оценивая текущую ситуацию в Китае, прозрачность регистрации прав на недвижимость и информация о налогах являются важными инструментами для противодействия коррупции и обеспечения честности чиновников.
2. Демократические процедуры налогообложения местных властей
Необходимость соответствия величины налога на недвижимость с расходами на коммунальное обслуживание объекта требует того, чтобы местные органы власти установили демократические механизмы их начисления.
С начала реформирования системы налогового распределения в Китае проблемы несоответствия финансового и административного прав в местных правительствах становятся всё более очевидными. В результате, в центральных и местных правительствах финансовые ресурсы, положения о правах на имущество и обязанности по их содержанию стали предметом постоянного совершенствования. И в повышении цивилизованности данных сфер реформа налога на недвижимость играет положительную роль. Широкая налоговая база налога на недвижимость сделает его основным источником доходов местных правительств.
Между тем, налог на недвижимость является одним из прямых налогов, что приводит к тому, что налогоплательщики непосредственно чувствуют финансовые потери. Чтобы на себе ощутить социальный эффект от сбора налогов, жители будут увеличивать требования к органам управления, а также будут активнее участвовать в решениях о распределении средств местного бюджета. Права и обязанности местных правительств должны быть соразмерны – если они думают только о сборе средств и забывают о своих обязанностях, в конечном итоге они придут к саморазрушению.
Поэтому, путем создания эффективной модели начисления, сбора и расходования средств налога на недвижимость, местные правительства продемонстрируют повышающуюся ответственность перед жителями районов, повысят эффективность государственного и общественного управления.
3. Современная система регистрации граждан, обеспечивающая свободу передвижения и «голосование ногами»
Только наличие свободы передвижения, привлекательность в налогообложении, способное обеспечить трудовую миграцию в соседние районы, может привести к балансу предложения и спроса на недвижимость. Это же установит налог на недвижимость на разумном уровне и в результате уменьшит излишнюю свободу местных правительств в установлении величины налога.
В Китае, в силу жесткой системы регистрации граждан и сложившихся устоев, свобода трудовой миграции является крайне низкой, и можно выделить только односторонний поток к крупным городам. Статистика показывает, что уровень урбанизации Китая по месту постоянного проживания составляет 52,6%, в то время как уровень урбанизации по месту регистрации – только 35,3%. В настоящее время в Китае насчитывается около 250 млн рабочих-мигрантов, из которых 160 млн постоянно работают в чужих районах, а количество переселяющихся с семьями составляет более 33 млн.
Это показывает, что существующие системы образования и здравоохранения, жилищного и пенсионного обеспечения были по месту регистрации, а, например, для большого количества сельскохозяйственных работников-мигрантов, кто живет в состоянии «полу-урбанизации», трудно пользоваться благами города, хотя налоги они оплачивают как и другие городские жители.
Таким образом, только для обеспечения свободного передвижения и «голосования ногами» необходима реформа системы регистрации граждан. В этом случае налог на недвижимость действительно станет основным налогом местных правительств, но при условии справедливости в процедурах сбора и расходования средств на общественные нужды.
4. Сильная система трансфертных платежей от налоговых сборов
Сбалансированная система распределения платежей от налоговых сборов между регионами и внутри регионов имеет большое значение для выявления эффективности налога на недвижимость. Вместе с этим, даже в развитых экономиках существуют внутристрановые дисбалансы между регионами. Этот дисбаланс особенно очевиден в Китае, при этом наблюдаются разные для этого причины.
Реформа налога на недвижимость различается в зависимости от района Китая. Единая методика его реализации не может подходить всем районам, т.к. неизбирательное введение налога на недвижимость увеличит налоговое бремя в экономически отсталых регионах. Тем более что трансфертные платежи между регионами способны достичь социальной справедливости намного лучше.
5. Общественный выбор и бюджетная система
Объемы, функции налога на недвижимость должны быть основаны на общественных потребностях местных жителей, а направления расходования средств должны быть определены местными правительствами через общественную экспертизу, на основе всеобъемлющего, прозрачного и открытого бюджетного механизма.
Поступления от взимания налога на недвижимость могут направляться в такие сферы, как базовое образование (в начальной, средней и высшей школы), общественную безопасность (полиция), коммунальную инфраструктуру (водоснабжение и канализация, парки, озеленение), судебные власти, общественный транспорт (аэропорт, автобус) и т.д. Конкретный набор акцентов может отличаться от района к району. В целом, сбор и использование налога на недвижимость должны в полной мере отражать принципы налоговой системы – «у народа взять, народу и вернуть».
Заключение
Китайская реформа налога на недвижимость - это не только стремление к ограничению роста цен на недвижимость и «распространению богатства», но и желание увеличить доходы для решения общественных интересов. Взимание налога на недвижимость не может служить одной цели, а потому ее введение должно стать важной составляющей налоговой реформы, направленной на общественное развитие.
[1] Куан, В. (2012). Налог на недвижимость, цены на жилье и землю // Чжунго Жуанькэсюэ.
[2] Пань, М., Ван, Ц. (2011). Размышление реформа налога на недвижимость // Цайчжэн яньцзю.
[3] Чэнь, С. (2011). Функция, роль и структура системы – Дизайн налога на недвижимость // Налоговый анализ.
[4] Ань, Т., Жэнь, Ц. (2013). Налог на недвижимость: практики и уроки в США // Гунгун цзинцзи пинлунь.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:04:31