Управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического развития
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Агафонова В.В. Управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического развития // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 12. – С. 48-52.
Аннотация:
Перестройка национальной экономики привела к формированию широкого круга собственников и изменению менталитета значительной части населения. Организовано множество предприятий, фирм, компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью. Повсеместно осуществляется реструктуризация на ранее действующих предприятиях, вызванная необходимостью повышения интенсификации предпринимательской деятельности. Успех такой деятельности обеспечивают целевая ориентация и комплексность. Они достигаются путем слияния всех элементов управленческой, предпринимательской, хозяйственной, производственно-сбытовой, интеллектуальной и других видов деятельности в единый информационный и технологический процессы для обеспечения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность
Перестройка национальной экономики привела к формированию широкого круга собственников и изменению менталитета значительной части населения. Организовано множество предприятий, фирм, компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью. Повсеместно осуществляется реструктуризация на ранее действующих предприятиях, вызванная необходимостью повышения интенсификации предпринимательской деятельности. Успех такой деятельности обеспечивают целевая ориентация и комплексность. Они достигаются путем слияния всех элементов управленческой, предпринимательской, хозяйственной, производственно-сбытовой, интеллектуальной и других видов деятельности в единый информационный и технологический процессы для обеспечения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах.
Предприниматель, использующий принципы управления современным бизнесом, достигает коммерческих целей при наиболее полном удовлетворении потребностей платежеспособного спроса с помощью гармонизации отношений между производителем и потребителями, ориентируясь на приоритеты последних. Чаще всего в этих условиях бизнес-процессы современных систем управления бывают настолько взаимосвязаны, что рассматриваются фактически как единые бизнес-системы и бизнес-сети. Это характерно для всех бизнес-процедур: производства, закупок, сбыта, обработки заказов клиентов и многих других.
Бизнес-процессы определяют организацию прохождения потоков работ независимо от иерархии и границ подразделений, которые их выполняют, и представляют собой последовательность взаимосвязанных операций, которая по сравнению с другими элементами бизнес-процесса в меньшей степени зависит от масштабов производства и форм управления.
Определенную специфику направлениям развития интеграционных экономических систем в условиях высокой степени вариантности факторов внешней среды придают процессы сетизации. Сеть возникает при условии, когда границы систем управления “размыты”. При этом усложняется структурная организация группового бизнеса, усиливается роль договорных отношений хозяйствующих субъектов, возникает потребность в реализации взаимодействия между процессами управления при минимизации совокупной стоимости системы управления бизнесом.
Известно, что на деятельность предприятий в условиях бизнеса оказывают существенное влияние как внешние, так и внутренние факторы. К первой группе факторов следует, например, отнести приватизацию, конверсию, изменение рынка. Другая группа факторов, оказывающих влияние на бизнес, складывается внутри компании. К внутренним факторам можно отнести такие факторы, как диверсификация, корпоративное слияние, качество производства, квалификация персонала, организационное наследие. Многие из них представляют собой реакцию на изменения внешней среды.
Частота проводимых изменений в системе управления бизнесом с учетом влияния внешних и внутренних факторов создает условия для формирования адекватного восприятия персоналом фирмы существующих условий нестабильной информационной среды (пространства) на локальном и глобальном уровнях управления.
Информационное пространство представляет собой набор сведений, используемых в сфере бизнеса, и систему отношений, которые связаны с формированием, передачей и восприятием необходимых данных и знаний.
Как внешняя, так и внутренняя информации занимают особое место в системе управления бизнесом. Отдельные данные (например, для управленческого учета) используются исключительно внутри предприятия. Показатели налогового учета готовятся для передачи их в налоговые органы. Финансовый учет и отчетность, данные по продажам и сбыту служат как для внутреннего, так и для внешнего пользования.
Судя по числу запросов, сегодня в мире отмечается большой спрос предпринимателей, менеджеров, маркетологов, кредиторов, инвесторов и др. на внешнюю информацию. Учитывая, что в настоящее время происходят существенные изменения в экономике России, с целью формирования воспринимаемого пространства для конкретной категории пользователей разумно, наряду с разработкой вопроса становления информационного пространства управления бизнесом, рассмотреть механизм взаимодействия многочисленных его составляющих. Для этого следует:
‑ сформулировать принципы образования информационного пространства малых, средних и крупных предприятий как части глобального информационного пространства управления бизнесом;
‑ определить пути интеграции внутренних и внешних процессов в информационной среде глобальной бизнес-сети;
‑ обеспечить аппаратную, информационную, программную совместимость в горизонтальном и вертикальном срезах системы управления;
‑ обосновать выбор технологии доступа к конкретным хранилищам информации: базам данных и базам знаний;
‑ реализовать возможность взаимодействия отдельных компонент бизнес-сети и человеко-машинного комплекса разнообразной конфигурации для стабильной эксплуатации их в течение длительного времени.
В качестве метода реализации концептуальной модели предметной области рассматривается итерационный процесс взаимодействия n-множеств: моделей управления бизнесом М = {М1, ..., Мn}; операций над моделями О = {О1, ..., Оn}; критериев, ограничений и условий функционирования моделей К = {К1, ..., Кn}. Вся совокупность множеств моделей рассматривается в единой интегрированной информационной среде представленных бизнес-процессов – P = {P1, ..., Pn}. При функционировании реализуемый процесс Pj = < Oj , Kj , Mj> переводит модель М из состояния Mj в следующее состояние Mj+1. Итерационный процесс продолжается до получения основных результатов и достижения установленной цели бизнеса.
Рассмотренная единая концептуальная модель управления бизнесом основывается на следующих принципиально важных положениях:
а) логико-технологического подхода к совместному решению задач управления на уровне бизнес-процессов;
б) комплексного подхода к системе обработки информации в бизнесе;
в) формального представления теории и логики решения задач в системе обработки данных;
г) адекватной реакции на изменения внешней и внутренней среды;
д) максимального удовлетворения запросов пользователей во взаимодействии с системой.
Наиболее характерными свойствами системы управления бизнесом признаются мобильность и динамичность. Благодаря реализации этих свойств, в процессе принятия решения имеется возможность оперативно получать требуемые данные в произвольной последовательности и группировке к любому моменту времени. Усиливается потенциал системы управления при ответах на запросы без привлечения значительного объема дополнительных знаний со стороны пользователей.
Только когнитивно-интегрированная информационная система управления сможет направлять плохо формализуемые знания менеджеров в бизнес-модели и решить проблему интеллектуально активного контакта пользователей со сложными средствами анализа моделей взаимодействия на базе основополагающих принципов связности (логичности) и согласованности бизнес-процессов в предпринимательской деятельности.
Средства интеллектуальной поддержки взаимосвязей бизнес-процессов, возникающих при их исполнении, концентрируют внимание на правилах и характере взаимодействий участников процесса управления, так как они являются основными центрами потерь в силу размытости и неопределенности порядка вхождения в бизнес. Необходимость в рамках информатизации организовать дело так, чтобы знания участников процесса для решения экономических задач автоматически извлекались из накопленного опыта принятия решений в условиях бизнеса, что приводит к усилению роли компоненты взаимодействия для всей системы управления. Цель этого – обеспечение полной ориентации в условиях неопределенной среды.
Весьма существенное значение для взаимодействия бизнес-процессов в распределенной интеграционной системе представляют интерфейсы. Однако на сегодняшний день нет точного определения того, что собственно следует понимать под интерфейсом, хотя это понятие и приобретает все более широкий диапазон использования.
Слово “интерфейс” имеет английское происхождение - interface (inter – между, среди, взаимно; face – сталкиваться; учитывая обстоятельства, быть обращенным в определенную сторону или быть готовым встретиться). История развития и трансформации интерфейсов насчитывает примерно пятьдесят лет. Анализ определений интерфейса показывает, что преобладающим объектом использования интерфейсов была и по сей день остается область вычислительной техники, где интерфейсы расцениваются как элементы сопряжения, согласования, посредством которых устройства вычислительной системы соединяются друг с другом.
Применительно к системе управления экономическими объектами предлагается интерфейс рассматривать в качестве встроенной компоненты, цель которой – моделирование взаимодействия конкретных процессов управления в предметных областях единой интегрированной системы с целью обеспечения рациональных пользовательских решений при работе информационной бизнес-сети. Несомненно, интерфейсы оказывают весьма существенное влияние на совершенствование управления информацией экономического объекта. Они обеспечивают значительную часть успеха в стратегии предпринимательской деятельности.
Предлагается при построении разнообразных управленческих структур экономико-информационных систем, начиная с наиболее простых, организованных на базе малых, средних, крупных предприятий, и заканчивая гигантскими распределенными интеграционными структурами холдингового типа, успешно функционирующими в сфере бизнеса изначально рассматривать все их взаимосвязи. В рамках устойчивого менеджмента подобными структурами должна быть сформирована единая рациональная организационная структура (форма корпоративного центра, состав бизнес-единиц). Затем применяются взаимодействующие управляющие механизмы центра корпорации с отдельными бизнес-единицами, партнерами и т.д.
Признавая успех создателя Империи Microsoft Б. Гейтса и полагаясь на его утверждение о том, что успех компании обеспечивает скорость характера бизнеса, вопросы оперативности управления бизнес-процессами, динамика реагирования на изменения запросов потребителей, в том числе под влиянием возросшей доступности информации, следует обеспечить своевременную систематизацию вопросов взаимодействия бизнес-процессов и электронной поддержки предпринимательской деятельности. В таких условиях организация новых, радикально компьютеризированных бизнес-процессов позволит персоналу полностью раскрыть свои способности, добиться выработки решения относительно любых изменений с такой скоростью, которая необходима для успешной конкуренции в новом мире “высокоскоростного” бизнеса. При этом проблема решается, если иметь в виду, что:
‑ реализована основная концептуальная идея целостного системного подхода к исследуемому объекту управления;
‑ осуществлены объективные предпосылки необходимости, целесообразности и эффективности применения интерфейсного подхода для поддержки связности (логичности) и согласованности в распределенной интегрированной системе управления;
‑ рекомендован методологический инструментарий использования интерфейсов в сфере предпринимательской деятельности для достижения поставленных целей.
Наряду с введением эффективных производственных процессов, которые призваны обеспечить качество торговой марки, завоевать значительную долю рынка, наладить партнерские взаимоотношения с клиентами, важным признается удержание выбранной стратегии предпринимательской деятельности. Поддержкой этому является хорошо отлаженная работа с информацией на разных уровнях. Именно информационные процессы, с помощью которых собираются, организуются и используются данные, определяют стабильный успех на рынке. Принятие делового решения требует большой подготовительной работы – поиска и проверки фактов и обстоятельств, касающихся технологий, рынка и других, столь же изменчивых аспектов бизнеса.
Роль бизнеса в обществе наиболее ярко можно проиллюстрировать на примере деятельности предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Сущность взаимодействия предприятия (или бизнеса в целом) с другими экономическими и социальными субъектами можно обобщенно охарактеризовать понятиями “связность” и “согласованность”.
Принципы связности и согласованности лежат в основе менеджмента интегрированной структуры систем управления, которая стала наиболее характерной чертой организационного развития бизнеса. На принципах связности и согласованности складываются отношения “объект <> объект”, “объект <> субъект”, “субъект <> субъект”, которые предоставляют возможность активизации управления предпринимательской деятельностью в распределенных средах. Она (активизация) позволяет совершенствовать систему управления, обеспечивать оперативную и регулярную поддержку принятия решения в моделируемых сценариях реальных бизнес-процессов.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:43