Макрофинансовые проблемы экономического роста в Азербайджане
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются макрофинансовые проблемы Азербайджана, успешное решение которых может существенно повысить международный рейтинг этой Республики.
Ключевые слова: экономический рост, конкурентоспособность, инновационная экономика, кластерная политика, Азербайджан, макрофинансовые проблемы, макроэкономическая стабильность
На сегодняшний день финансового рынка Азербайджана в основном зависит от стабильного поступления нефтедолларов. По мнению мировых экспертов, такая тенденция сохранится минимум несколько десятков лет [1]. Учитывая место и позицию Азербайджана в регионе, можно предположить, что в ближайшем будущем он станет одним из стабильных финансовых центров. Однако чтобы азербайджанский финансовый рынок стал привлекательным с инвестиционной точки зрения для местных и зарубежных компаний, следует разработать целевую программу и осуществить ряд институциональных преобразований. Кроме того, этот будущий региональный финансовый центр должен характеризоваться концентрацией собственных крупномасштабных финансовых ресурсов. Однако развитие инвестицонного климата, кредитного и фондового рынков, а также инвестирование в основной капитал происходит преимущественно за счет притока иностранных инвестиций и использования нефтяных доходов, а не за счет трансформаций местных депозитов в инвестиции, диверсификации ненефтяного сектора, что могло бы существенно увеличить конкунтоспособность экономики страны, обеспечить ее постоянный и динамичный экономический рост [2].
Такое положение дел хотя и в краткосрочном периоде, позволяет преодолеть финансовые трудности, стоящие перед экономическим ростом и способствует ускоренному экономическому развитию, но в долгосрочной перспективе создает скрытые подводные камни для развития финансовой системы в целом, и увеличивает ее неустойчивость к внешним шокам.
Направления социально-экономического развития Азербайджана
В то же время, как видно из практики многих постсовествких стран, например Казахстана, такое положение дел создает предпосылки возникновения следующих ситуаций:
– во-первых, регулирование банковской системы часто существенно отстает от удовлетворения потребностей банковской системы;
– во-вторых, финансовая система не может своевременно разработать адекватные методы управления финансовыми рисками, в особенности на микро уровне;
– в-третьих, в валютном регулировании страны преобладают авторитарные методы [3].
По нашему мнению, начавшееся в 2000-х годах и продолжающееся до сих пор поднятие цен на энергоносители, в первую очередь, связано с увеличением спроса на них со стороны новых индустриальных стран (НИС)1, но и эти страны иногда характеризуются неустойчивостью финансовой системы, в первую очередь, неустойчивостью курса их национальной валюты. В перспективе это создает большие предпосылки появления новых волн региональных и мировых валютно-финансовых кризисов с ускоренной частотой. Для Азербайджана, который обладает большими ресурсами энергоносителей, такая ситуация создает как дополнительные широкие возможности, так и большие риски. Но одна из основных задач эффективной экономической политики – не допустить «ресурсную болезнь» страны, то есть зависимость от природных ресурсов не должна приводить к замедлению экономического развития и краткосрочные финансовые выгоды должны соответствовать долгосрочному курсу развития национальной экономики [4].
Исследования показывают, что в ближайшей перспективе для Азербайджанской Республики основными направлениями социально-экономического развития должны быть следующие:
– повышение уровня жизни населения в реальном значении до уровня развивающихся стран;
– повышение конкурентоспособности страны;
– увеличение научно-технического и инновационного потенциала страны.
С этой целью необходимо осуществить ряд важных преобразований, обеспечивающих устойчивые и ускоренные темпы экономического роста:
– реализацию эффективных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития аграрно-промышленных комплексов;
– осуществление структурной перестройки экономики;
– модернизацию промышленности и разработку мер стимулирования и поддержки инновационной деятельности.
С целью реализации вышеуказанных приоритетных направлений необходимо создать эффективную финансово-экономическую систему, базирующуюся на равноправной и свободной конкуренции, минимальном вмешательстве государства в деятельность хозяйственных структур, нацеленную на повышение конкурентоспособности человеческого капитала, государственных институтов и бизнеса. В нынешних условиях в некоторых сферах наблюдается высокая доля государственного сектора, сохраняется непрозрачность естественных монополий, которые создают препятствия для формирования здоровой рыночной среды.
Институциональные преобразования и инновационное развитие
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется высокой степенью глобализации. Здесь важную роль играет не величина внешнеторгового баланса страны, а место азербайджанской экономики в глобальной «цепи» создания добавочной стоимости. Азербайджанская экономика на данный момент характеризуется очень низким уровнем диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте продукции наукоемких отраслей. Следует изменить структуру азербайджанской экономики, снизить ее зависимость от внешнего влияния.
Отсутствие эффективной связи между наукой и производством не дает возможности азербайджанской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологических сферах с получением высоких доходов и добавочной стоимости. В Азербайджане внедрение научных разработок в производство остается на очень низком уровне. Для решения указанных проблем азербайджанское правительство в будущем должно провести ряд реформ, направленных на стимулирование темпов экономического роста и осуществление институциональных преобразований. Следует предпринять незамедлительные меры по совершенствованию институциональной среды, обеспечивающие повышение уровня доверия всех субъектов экономической и политической деятельности в азербайджанском обществе и создание и утверждение равноправных «правил игры», точных и ясных для всех членов этого общества.
Анализ данных позволяет сделать вывод, что азербайджанскому правительству пока не удалось переломить тенденцию и активнее привлечь иностранных инвесторов в ненефтяной сектор экономики в существенном количестве. Как справедливо отмечает Ш.Т. Алиев, в экономическом развитии каждой страны выделяются традиционно важные приоритетные направления, оказывающие влияние на его ускоренное развитие собственной экономической модели. В экономических процессах Азербайджана важное место принадлежит промышленным отраслям. Этот фактор объясняется обширной возможностью промышленных секторов Азербайджана применения капиталоемких и инновационных проектов, в которых, по мнению мировых экспертов, успешно сочетаются современные элементы высокотехнологических разработок, инноваций, новшеств науки и техники, применение новых экономических средств, в том числе, инновационных кластеров и специальных экономических зон [4].
Перспективы экономического роста
Обеспечение открытости азербайджанской экономики является существенным фактором движения в направлении постиндустриализации. Причем тезис об открытости как факторе ограничения монополистических тенденций и стимуле к инновационной деятельности корпораций – лишь один из аспектов этой проблемы. Именно на постиндустриальный прорыв, а не на примитивную защиту «отечественных производителей» должны быть нацелены переговоры по присоединению в ВТО, а затем и по вопросам формирования общего европейского экономического пространства. Соответствующие меры должны быть ориентированы не на защиту неэффективных отраслей, а на обеспечение проникновения на мировые рынки перспективных производств и высокотехнологичных услуг.
В Азербайджане должна быть выработана специальная программа экономического роста, которая будет содержать как долгосрочные меры структурной, демографической, научно-технической политики, так и меры краткосрочного характера: стимулирование совокупного спроса (в том числе на инвестиционные товары), стимулирование предложения за счет изменения качества используемых факторов производства. В дальнейшем даже при самом благоприятном сценарии высокие цены и увеличение экспорта сырья обеспечат прирост ВВП не более чем на 0,5% в год. При неблагоприятном развитии событий эта величина станет отрицательной. Таким образом, в ближайшей перспективе весь прирост ВВП можно получить только за счет экспансии несырьевых компаний. При следовании траектории 7-процентного годового роста (удвоение ВВП за 10 лет) нагрузка на такие компании увеличивается в два раза, то есть до 6%. Ситуация осложняется с вхождением Азербайджана в глобальную экономику, что усиливает давление глобальной конкуренции, прежде всего, в сферах потребления и обращения. Требования конкурентоспособности могут привести к эффекту институционального разрыва, когда запросы потребления и обращения не будут соответствовать условиям и возможностям производства товаров и услуг. Кластерная политика должна обратиться к «новой азербайджанской экономике». Это средние компании (оборот 100–200 млн долл. в год), выросшие, как правило, из торговых точек и обеспечивающие большую часть роста в реальном секторе. Они соответствуют современной инновационной экономике с ее латеральным мышлением и ориентированы на конкуренцию с Западом.
Заключение
Рост экономического развития Азербайджана в ближайшей перспективе в значительной мере будет зависеть от его макрофинансовой стабильности. Согласно официальным данным правительства Азербайджана, республика может в ближайшие 10 лет существенно диверсифицировать свою национальную экономику, уменьшить зависимость от нефтегазового сектора, создать новые мощные сектора экономики, такие, как ИКТ и туризм, и тем самым обеспечить стабильное поступление государственных доходов и финансовых ресурсов [5, 6, 7, 8]. По мнению международных экспертов, Азербайджан может укрепить свое региональное лидерство и в ближайшие 10–15 лет войти в число конкурентоспособных стран мира.
Источники:
2. Əhmədov M. Qloballaşma və milli iqtisadiyyatın formalaşması. – Bakı: Azərnəşr, 2003. − 520 s.
3. Исследование Всемирного банка «Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза». − М.: Весь Мир, 2002. − 214 с.
4. Алиев Ш.Т. Важность особых экономических зон в формировании экономической модели Азербайджана // Проблемы современной экономики. – 2009. − № 2. − С.277−278.
5. Министерство экономики Азербайджана: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.az.
6. Официальный сайт Президента Азербайджана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.az.
7. Кабинет Министров Азербайджана: официальный сайт [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.cabmin.gov.az.
8. http://www.maliyye.gov.az
Страница обновлена: 26.09.2024 в 17:52:09