Финансовая безопасность в условиях глобализации
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Алтунян А.Г. Финансовая безопасность в условиях глобализации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 4-9.
Аннотация:
В статье анализируются особенности современного процесса глобализации и их влияние на финансовую безопасность, делается вывод о том, что национальная финансовая безопасность неотделима от глобальной финансовой безопасности, поскольку ухудшение макроэкономической ситуации в одной стране неизбежно может привести к кризисным явлениям во всем мире. В качестве мер по обеспечению финансовой безопасности предлагается усиление контроля над финансовыми рынками со стороны государства, так как, по мнению автора, рынок не способен к саморегуляции.
Ключевые слова: финансовая политика, глобализация, собственный капитал, финансовая безопасность, финансовый пузырь, избыточная денежная масса, заемный капитал
Финансовая безопасность выступает важнейшим элементом и составной частью экономической безопасности. Главной чертой процесса глобализации на современном этапе является прогрессирующий рост финансового рынка, особенно его сегментов: валютного, фондового и кредитного. Мировой валютный рынок уже все больше обслуживает сделки, связанные с движением капитала, а не только внешнеторговый оборот. Перераспределение ресурсов в мировом масштабе вызывает неравновесие между денежной и товарной массой, что усиливает вероятность возникновения финансовых «пузырей».
Как возник финансовый «пузырь»?
За последние годы эмиссия и накопление избыточной денежной массы привели к нарушению причинно-следственных связей реального и финансового секторов экономики. Естественные процессы активной интеграции ряда азиатских стран, прежде всего, Китая, в систему международных связей привели к тому, что мировое производство стало смещаться в страны с низкими издержками, что стимулирует рост доходов в странах-экспортерах. В результате избыточные сбережения вызвали дисбаланс на денежном рынке развитых стран.
Одной из причин избыточной ликвидности стала политика «дешевых денег», проводимая в последние годы центральными банками развитых стран. Формирование избыточной денежной ликвидности отразилось не на росте цен на товары и услуги, а в финансовой сфере. Низкие кредитные ставки и политика «дешевых» денег ускорили рост стоимости финансовых активов, что повлекло за собой бурный рост частных и государственных долгов.
Начиная со второй половины 1990-х годов и до 2008 г. темпы накопления мировой ликвидности устойчиво превышали темпы инфляции. В развитых странах за последние годы инфляция была ниже темпов денежной эмиссии. В современных условиях тезис М. Фридмена [1] о том, что инфляция представляет собой монетарное явление, вызывает определенные сомнения.
Избыточная денежная масса, не обслуживающая сделки с товарами, ресурсами и реальными активами, направляется в финансовый сектор, не являющийся значимым с общественной точки зрения. В итоге это привело к раздутию финансового «пузыря», который закончился мировым финансовым кризисом 2008 г.
«Кредитное плечо» и мультипликация долгов
Вместе с тем основной объективной тенденцией, сложившейся за последние десятилетия в развитии финансовых систем, является стирание принципиальных различий между отдельными типами кредитно-финансовых учреждений и появление диверсифицированных финансовых компаний, которые предоставляют потребителям широкий спектр финансовых услуг.
Проникновение в финансовую сферу хеджевых фондов, инвестиционных компаний, страховых компаний, пенсионных фондов и других организаций — это источник дополнительных трудностей, связанных с контролем за их деятельностью. Небанковский сектор создает дополнительные производные финансовые инструменты, не обеспеченные реальной стоимостью для расширения ликвидности финансовой системы. Чрезмерное увеличение «кредитного плеча», то есть заемного капитала, превышающего 20–30 раз собственный капитал, оборачивается тем, что у небанковских финансовых институтов возникает огромная мультипликация долгов, которая может подорвать состояние всей финансовой системы.
Соотношение же величины всех обязательств собственного капиталов, или показатель долгового мультипликатора, в банковской системе регулируется государством за счет установления различных нормативов. Для коммерческих банков соотношение между активами и капиталом, взвешенных по группам рисков, определяется базельскими нормативами достаточности капитала и установлено на уровне 9-10%. Обратная величина этого норматива как раз и показывает коэффициент расширения «кредитного плеча», составляющего для коммерческих банков 10–12 раз.
Необходимость контроля над финансовыми рынками
Разрыв в соотношениях заемного и собственного капиталов приводит к формированию на фондовом рынке спекулятивного пузыря и создает угрозу инфляционного взрыва, усиления нестабильности мировой финансовой системы. До настоящего времени не создано практических методов предотвращения финансовых пузырей.
Противодействие спекулятивным пузырям важно для обеспечения макроэкономической стабильности. Для всех небанковских финансовых институтов необходимо ввести гибкую систему нормативов регулирования соотношения заемного и собственного капиталов, ограничивающих величину «кредитного плеча». При перегреве финансовых рынков нормативы должны ужесточаться и способствовать мягкому сдуванию образовавшихся пузырей. При кризисе, наоборот, смягчаться. Финансовый кризис заставил обратить внимание на эту особенность.
Слабая эффективность существующих регулирующих механизмов создает условия для дестабилизации ситуации как в отдельных странах, так и мировом масштабе. Кроме того, крах Бреттон-Вудской системы [2] в 1971 г. и отмена фиксированных валютных курсов привели к размыванию границ национальных финансовых рынков. Все это создает условия для частого проявления мировых финансовых кризисов.
В этой связи возникает необходимость контроля над финансовыми рынками и вмешательства государства, так как рынок не способен саморегулироваться. Современная финансовая система требует разработки механизма сдержек и противовесов.
На этой основе современный этап глобализации экономики можно определить как финансовую глобализацию и дать характеристику ее особенностям.
Финансовая глобализация
Во-первых, финансовая глобализация, с одной стороны, ограничивает возможность проведения независимой национальной монетарной политики, с другой – увеличивает степень ответственности за проводимую политику, способную привести к оттоку капитала из страны и финансовому кризису гораздо большего масштаба.
Во-вторых, для финансовой глобализации характерна высокая мобильность факторов производства и неравномерность распределения финансовых ресурсов, что увеличивает возможности для спекулятивных операций и усиливает риски возникновения финансовых «пузырей».
В процессе глобализации финансовых рынков и ускорения товарно-денежных отношений увеличиваются масштабы перелива капитала. Это, с одной стороны, служит дополнительным фактором экономического роста, с другой – усиливает факторы риска и неопределенности. В результате глобализации финансовые рынки оказывают на экономику более сильное влияние, чем экономика на них.
В-третьих, финансовая глобализация благодаря либерализации и дерегулированию финансовых рынков свободно и непредсказуемо перемещается между странами и регионами мира, усиливая неравномерность распределения финансовых ресурсов. Она способна не только восполнять, но и внезапно создавать острейшую нехватку финансовых ресурсов, приводя к ликвидации национальных рынков.
Экономическая безопасность
Исходя из особенностей современного процесса финансовой глобализации, можно сделать вывод, что национальная финансовая безопасность неотделима от соблюдения глобальной финансовой безопасности, поскольку ухудшение макроэкономической ситуации в одной стране неизбежно может привести к кризисным явлениям во всем мире. Глобальная финансовая безопасность представляет собой защищенность международных финансовых отношений от угрозы их дестабилизации и разрастания мировых финансовых кризисов.
Таким образом, финансовая безопасность определяется финансовой политикой государства, которая обеспечивает защиту его национальных интересов, поддержку социально-экономической и финансовой стабильности развития не только внутри своей, но и в других странах за счет предотвращения угроз в финансовой сфере.
Концепция финансовой безопасности как составной части экономической безопасности государства определяется его финансовой политикой (с позиции ответственности за стабилизацию и благополучие не только своей страны и его граждан, но и населения всего мира). При этом роль государства при реализации финансовой политики проявляется в его стратегии, снижающей вероятность разрушения экономического потенциала, а формирование эффективной системы финансовой безопасности является своеобразным локомотивом обеспечения его экономической безопасности.
[1] Милтон Фридман (1912 — 2006) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации» — прим. ред.
[2] Бреттон-Вудская валютная система — форма организации денежных отношений, расчетов, установленная Бреттон-Вудской конференцией в 1944г., согласно которой роль мировых денег наряду с золотом выполняет доллар США — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:11