Гуманизация труда – основное направление повышения качества трудовой жизни
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (89), Май 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21533031
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автором обоснована необходимость гуманизации труда для повышения качества трудовой жизни. Предложены основные элементы гуманизации труда.
Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, ресурсы, делегирование полномочий, организация труда, гуманизация труда, качество трудовой жизни, эффективное управление трудом
При формировании социально-трудовых отношений в современных экономических условиях важно рассматривать работников как стратегический ресурс и движущую силу в повышении эффективности производства. Научно-технический прогресс способствует развитию творческих навыков работников, инициативности, ответственности, при этом персонал предъявляет требования к уровню заработной оплаты, организации и безопасности условий труда, возможности самореализации и развития в процессе трудовой деятельности. Эти факторы заставляют работодателей быть социально ответственными, создавать для сотрудников необходимые условия, внедрять гибкие формы оплаты, стимулирования, развития персонала, программы повышения качества трудовой жизни (КТЖ).
Работа в удовольствие
Теорию повышения КТЖ составляют два постулата:
1. главным мотивом к труду является удовлетворенность от самореализации и самовыражение в процессе труда;
2. полная самореализация и самовыражение возможны при создании безопасных условий труда.
КТЖ представляет собой показатель, характеризующий условия и организацию труда, а также экономическое, материальное и духовное благосостояние работника.
Как и любой показатель, КТЖ нуждается в оценке. Считаем целесообразным оценивать КТЖ с помощью следующих критериев:
– вознаграждение за труд;
– условия труда;
– развитие работников;
– участие работников в управлении;
– гибкость трудовой жизни;
– гуманизация труда.
Гуманизация труда представляет собой процесс обеспечения таких условий труда, которые исключают отчуждение труда, позволяют работнику реализовать свой трудовой потенциал. Особенно важен процесс гуманизации труда в условиях активизации инновационной деятельности [2].
Гуманизация труда – это направление улучшения КТЖ, нацеленное на устранение антигуманных и разрушающих удовлетворенность трудящихся производственных факторов (дробление трудового процесса, приводящее к монотонному, несодержательному труду, чрезмерно централизованное планирование, принудительная организация труда, использование вредных для здоровья производственных материалов и др.) [1].
Для характеристики концепции гуманизации труда рассмотрим основные принципы, изложенные Н. Герриком и М. Маккоби [3]:
1. принцип безопасности. Работник должен быть уверен в отсутствии влияния негативных производственных факторов на его здоровье, в стабильной занятости в будущем, сохранении уровня доходов;
2. принцип справедливости. Доход работника должен быть пропорционален его трудовому вкладу;
3. принцип развития личности. Трудовая деятельность должна способствовать развитию профессиональных, творческих качеств каждого сотрудника;
4. принцип демократии. Отмена иерархического аппарата, коллективное принятие управленческих решений;
Считаем, что данные принципы неполно отражают концепцию гуманизации труда и предлагаем дополнить их следующими:
1. принцип взаимной ответственности, т.е. соблюдение прав и обязанностей всех участников фирмы;
2. принцип личностно-мотивационного восприятия, т.е. готовность работников принимать меры по гуманизации труда, наличие для этого определенных личностных и профессиональных качеств.
Гуманизация труда предполагает внедрение современных форм организации труда; снижение монотонности и обогащения труда; создание необходимых условий для развития персонала (непрерывное обучение, планирование карьеры и т.д.); обеспечение безопасных условий труда; демократизацию трудовой жизни; справедливое вознаграждение за труд.
Соблюдение принципов и методов гуманизации труда способствует повышению КТЖ.
Организованная энергетика
Гуманизация труда включает в себя пять взаимосвязанных элементов. Элементы гуманизации труда делятся на два уровня. К первому уровню отнесем организацию и содержание труда. К элементам второго уровня отнесем карьеру, вознаграждение сотрудников, условия труда, возможность развития (см. рис.). Вознаграждение является главным мотивом к труду работника. Организация и содержание труда взаимосвязаны с условиями труда и оказывают существенное влияние на эффективность труда, на удовлетворенность трудом. Возможность развития профессиональных качеств играет важную роль для работника, она взаимосвязана с содержанием труда и возможностью карьерного продвижения. Карьерный рост влечет за собой повышение вознаграждения за труд.
Считаем, главным элементом гуманизации труда в современных условиях организацию труда. Это связано с тем, что организация труда направлена на:
– внедрение методов труда, позволяющих обогатить содержание труда работников, например, участие в управлении, кооперацию труда;
– обеспечение порядка и согласованности в работе;
– определение функций и обязанностей каждого работника;
– создание и обустройство рабочих мест с учетом возможностей человека для снижения утомления и повышения работоспособности.
Правильная организация труда на предприятии будет способствовать созданию гуманных условий труда, раскрытию творческого потенциала работника, повышению удовлетворенности трудом.
Рис. Основные элементы гуманизации труда
Вознаграждение – основной мотив к трудовой деятельности. Под вознаграждением понимается все то, что имеет ценность для работника или может казаться ценным. Вознаграждение подразделяется на внутреннее и внешнее [4].
Внутреннее вознаграждение работника – это такое психологическое состояние работника, при котором он получает удовлетворение от выполняемой работы, осознает свою причастность к общему делу.
Внешнее вознаграждение работников – это вознаграждение, предлагаемое компанией в качестве материального стимула к работе и имеющее ценность для работника.
Развитие работников как элемент гуманизации труда представляет собой непрерывный процесс, направленный на качественные изменения в структуре трудовых ресурсов [5]. Для развития работников необходима организация непрерывного обучения. В процессе обучения работник повышает уровень профессионализма, также происходит личностное и социальное развитие. Это позволяет повысить лояльность сотрудника организации, снижает сопротивление инновациям, способствует эффективному управлению трудом.
Эффект от обучения может выражаться в материальном и нематериальном виде.
Материальный эффект от обучения может проявляться в увеличении или снижении следующих показателей: производительности труда; качества продукции; трудозатрат; времени простоев оборудования по техническим и технологическим причинам; уровня текучести кадров; количества претензий к качеству товара или его обслуживания; доли рынка; индекса удовлетворенности персонала; числа постоянных клиентов.
Нематериальный эффект от обучения включает в себя увеличение удовлетворенности трудом; повышение эффективности командной работы; повышение «преданности» персонала организации; совершенствование планирования деятельности организации; более четкое планирование карьерного роста.
Карьера как элемент гуманизации труда включает в себя планирование карьеры и психологический контракт.
При планировании карьеры работник определяет цели развития карьеры и пути достижения поставленных целей, т.е. средства необходимые для получения требуемой квалификации и компетентности (обучение, стажировки, ротация, саморазвитие и т.д.).
Планирование карьеры имеет ряд преимуществ для работников:
– более высокая удовлетворенность от работы;
– повышение материального уровня жизни сотрудника;
– возможность планировать профессиональный рост и другие аспекты собственной жизни;
– возможность целенаправленной подготовки к будущей деятельности на более высокой должности;
– повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.
В свою очередь предприятие получает мотивированных сотрудников, связывающих свою будущую профессиональную деятельность с данной организацией. Приверженность сотрудников ведет к повышению производительности труда, степени удовлетворенности трудом, снижению текучести кадров.
Контакт в благоприятной среде
Организация нанимает работника потому, что его услуги могут быть полезны для достижения организационных целей; точно так же и работник предоставляет свои услуги только тогда, когда это ведет к реализации его собственных способностей. В основе этих отношений лежит психологический контракт, который определяется как взаимные ожидания и обязательства работника и организации [6].
Условия труда на предприятии должны соответствовать требованиям безопасности, быть благоприятными для работников.
Условия труда оказывают влияние на функциональное состояние организма работника (здоровье, работоспособность), на эффективность труда.
Условия и организация труда в совокупности формируют производственную среду, необходимую для высокопроизводительного и комфортного труда.
Основными направлениями гуманизации труда являются:
– обогащение труда;
– делегирование работникам части управленческих функций;
– четкое разграничение обязанностей каждого сотрудника;
– построение справедливой системы оплаты труда, отражающей трудовой вклад;
– организация непрерывного обучения на предприятии;
– обеспечение безопасных условий труда.
Вывод
Перечисленные направления гуманизации труда позволяют минимизировать или устранить факторы, оказывающие негативное влияние на функциональное и психологическое состояние человека и процессе труда, повысить удовлетворенность трудом.
В то же время работодатель получает сотрудника с высокой степенью мотивации, приверженности данному предприятию, что влечет за собой снижение текучести кадров; повышение производительности труда, эффективное управление трудом.
Источники:
2. Шабурова А.В. Формирование механизма воспроизводства трудового потенциала работников в условиях активизации инновационной деятельности. Современные технологии, системный анализ, моделирование // Иркутский государственный университет путей сообщения. Спецвыпуск. – 2008.
3. Мамытов Е.Г. Социально-трудовые отношения в условиях рынка. – М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Соломадина Т.О., Соломадин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). – М.: Управление персоналом, 2005.
5. Гутнов Р.Р. Современная концепция управления человеческими ресурсами. – М.: Социум, 2007.
6. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль 4: Учебно- практическое пособие. – М.: Дело, 2009.
Страница обновлена: 18.11.2024 в 23:32:07