Economic Mechanisms of Regional Industry Innovative Development
Download PDF | Downloads: 22 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 / November, 2012
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18037293
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
The analysis of economic mechanisms of encouraging structural changes in the regional industry and the effects generated by them is presented.
Keywords: innovation, infrastructure, investments, production, economic mechanism, structural change, interbudgetary transfers, government contracts
Инновационное развитие промышленности сегодня рассматривается в качестве «локомотива» региональной экономики.Если сравнить показатели инновационной продукции субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), то Хабаровский край обладает сложившейся инновационной инфраструктурой, значительным инновационным потенциалом реального сектора экономики. В ДФО удельный вес Хабаровского края в продукции машиностроения составляет 80%, почти 100% в нефтепереработке и черной металлургии, 56% – в лесной и лесоперерабатывающей промышленности, в транспортных услугах – 26%.
В среде растет инфраструктура
Хабаровский край обладает значительным инновационным потенциалом реального сектора экономики, что в большей степени обусловлено наличием предприятий военно-промышленного комплекса, являющихся носителями высоких технологических укладов и оказывающих влияние на формирование особой инновационной среды [1].
В крае создана инновационная инфраструктура, основными элементами которой являются Агентство по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ) и АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (ДАСИ), техноэкополис «Комсомольск-Амурск-Солнечный» (оборонное машиностроение, тяжелая индустрия, отрасли, ориентированные на производство металлопроката, нефтепродуктов, строительных материалов, транспортных средств и др.) [3]. Значительным инновационным потенциалом обладает университетский комплекс края.Основными экономическими механизмами формирования инновационного каркаса в промышленности выступают бюджетные инвестиции из федерального бюджета (субсидирование) и внебюджетных фондов (ФЦП, ФАИП, ВЦП), бюджетные инвестиции из бюджетов субъектов РФ, бюджетные гарантии, госзаказ, гранты, целевой кредит, налоговое стимулирование и др. Для проведения оценки экономических возможностей используем данные Крайстата (табл. 1).
Таблица 1
Данные для оценки экономических возможностей промышленности, строительства и транспортной системы региона (%)
Критерий
|
Занятые
|
Основные фонды
| ||
Уровень статистической выборки
|
Среднероссийский
|
По Хабаровскому краю
|
Среднероссийский
|
По Хабаровскому краю
|
Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
|
10
|
6,5
|
3,1
|
2
|
Добыча полезных ископаемых
|
1,5
|
1,7
|
9,5
|
2,1
|
Обрабатывающие производства
|
15,4
|
11,2
|
8,5
|
10,2
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
2,8
|
3,2
|
7
|
8,3
|
Строительство
|
7,8
|
8,3
|
1,7
|
1,7
|
Транспорт и связь
|
8
|
10,1
|
28,2
|
44,5
|
Проанализируем соотношение показателей структуры основных фондов и трудовых ресурсов в крае с аналогичными показателями в России (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение показателей структуры основных фондов и трудовых ресурсов в крае с аналогичными показателями в России (% и доли)
Примечание: В таблице использованы данные Территориального органа Федеральной службы статистики по Хабаровскому краю [5, 6]
Согласно матрично-структурному методу, результаты расчетов (табл. 1) можно использовать в качестве критериев определения положения субъекта РФ в соответствии с матрицей экономических возможностей [2].
Возможности по видам
Таблица 3
Матрица экономических возможностей региона
Отношение доли основных фондов ВЭД в среднем по РФ к доле основных фондов в ВЭД в субъекте РФ
|
Соотношение среднероссийской доли занятых в данном ВЭДе с долей занятых в ВЭДе в субъекте РФ
| |
Высокий (>1)
|
Низкий (<1)
| |
Низкий 1 (<1)
|
3
|
4, 5, 7
|
Высокий (>1)
|
1
|
2, 5, 6
|
Во втором квадранте находятся ВЭДы, в которых доля занятости и доля основных фондов выше среднероссийского показателя (1). Инвестиционная политика региональных властей, проводимая в данных видах экономической деятельности достаточно эффективна за счет развития деревообрабатывающей промышленности и рыбоводства на основе ГЧП.
Третий квадрант содержит ВЭДы, занимающие в структуре основных фондов Хабаровского края меньший удельный вес, чем в среднем по России, и притягивающие к себе также меньшие объемы трудовых ресурсов (4, 5, 7). Чтобы вывести на новый уровень ВЭДы второго и третьего квадрантов, необходим рост государственных и частных венчурных инвестиций в НИОКР на основе ГЧП и поэтапной инициации заимствования нововведений.
В четвертом квадранте сосредоточиваются виды экономической деятельности, доля основных фондов которых в структуре основных фондов субъекта РФ ниже среднероссийских, а доля занятых – выше (2, 5, 6).
Учитывая сырьевую направленность экономики и зависимость бюджетов России и Хабаровского края от сырьевого экспорта, это может быть косвенным свидетельством опережающего развития данных видов экономической деятельности. Необходимо стимулирование внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих НИОКР в отраслях – потребителях продукции производств данного квадранта за счет инструментов фундаментального и прикладного финансирования на основе ГЧП.
Новизна определяется затратами
Определим, насколько развитие рынка инновационной продукции в Хабаровском крае может быть управляемым и оценим силу тесноты связи между объемом инновационных товаров и количеством организаций, осуществляющих технологические инновации, и влияние объема затрат на технологические инновации на конечный результат (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость объема инновационных товаров от числа организаций
В крае общая численность организаций, осуществляющих технологические инновации, сократилась, а объем инновационных товаров (работ, услуг) вырос в стоимостном выражении только на 5 %. Это обусловлено количеством организаций, осуществляющих технологические инновации, то есть зависимость слабая. Слабая связь (менее 1%) наблюдается между объемом инновационных товаров и затратами на технологические инновации, то есть почти отсутствует (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость объема инновационных товаров от затрат на технологические инновации
Выводы
В целях мобилизации инвестиций в форме инноваций, опирающихся на достижения в области микроэлектроники, информатики, нанотехнологий, биотехнологий и др.,в рамках федеральных целевых, адресных и ведомственных инвестиционных программ необходимо:
1) использование государством инновационных инструментов, институтов развития, механизмов ГЧП для управления территориальным развитием (агентств, кластерных технологий, технопарков и др.);
2) создание региональных центров НИОКР по типу «Сколково» с использованием механизмов государственного фундаментального, прикладного и конечного финансирования, направленных на развитие рынка НИОКР для замещения технологического импорта;
3) стимулирование инноваций непосредственно на производственных объектах, имущественные комплексы которых являются объектами государственной собственности.
Страница обновлена: 29.04.2025 в 22:56:06