Problems of predicting the development of smart cities
Semyachkov K.A.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633343
Abstract:
The purpose of this study was to identify and systematize the problems of predicting the development of smart cities. The article shows that the modern development of socio-economic systems at various levels, including cities, is impossible without digital solutions and innovations in the field of working with digital data and means of communication. The study notes that currently, in the scientific community, in government agencies, and among representatives of private companies, active work is underway to create theoretical concepts, as well as practical tools for justifying and using digital technologies as part of the development of urban areas. The article discusses the goals and objectives of forecasting the development of smart cities.
The author discusses specific examples of tools for assessing and forecasting the development of smart cities, their features and disadvantages. Two main groups of tools for assessing the levels of smartization of territories have also been identified. Firstly, these are tools based on a set of indicators of the urban environment, on the basis of which rankings are created.
Secondly, these are indicators related to the evaluation of a specific smart city project. It is noted that, in fact, the existing tools for assessing smart cities have a number of limitations and, most importantly, lack predictive capabilities. Based on the systematization of research on the topic of smart cities, a number of problems related to forecasting the processes of digital transformation of urban areas and the introduction of socio-economic models of the digital economy have been identified. The article examines at a more detailed level each problem associated with forecasting the development of smart cities, and suggests ways to solve the identified problems.
Keywords: smart city, assessment, forecasting, territory, digitalization, ranking, project, problem
Funding:
Статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики УрО РАН на 2023 год
JEL-classification: R11, R12, R13, R58, O31, O33
Введение
Современные города сталкиваются с серьезными вызовами и проблемами, такими как загрязнение окружающей среды, чрезмерные нагрузки на социальную и инженерную инфраструктуру, сказывающиеся на качестве жизни местного населения. В этой связи актуализируются направления исследований, связанных с поиском новых подходов к развитию урбанизированных территорий [1]. Стоит отметить, что процессы урбанизации происходят с разной скоростью, имеют различные особенности зависимости от условий, которые сформировались на той или иной территории, что затрудняет прогнозирование этих процессов, а значит, создает проблемы для управления этими территориями в будущем. Например, как показывает практика, процессы урбанизации в развивающихся странах идут значительно быстрее, нежели в развитых, что создает дополнительные трудности для населения городов в этих странах [2].
Проблемы исследования городских территорий привлекают внимание исследователей из многих областей знаний. Это обусловлено и тем, что города являются центрами развития современного общества, точками притяжения людей, инноваций, ресурсов, и тем, что города являются сложными системами, которые постоянно эволюционируют, в которых необходимо сочетание множества направлений исследований для преодоления возникающих проблем. Чтобы сделать города и сообщества более инклюзивными, безопасными и устойчивыми, крайне важно понимать ключевые тенденции в процессах урбанизации, иметь возможности оценивать и прогнозировать перспективы, происходящие в рамках функционирования городских систем. Одним из возможных подходов к процессам управления урбанизированными территориями является подход, основанный на внедрении цифровых инновационных решений в городскую среду, в процессы управления, создание интеллектуальных решений в инфраструктуре города [3]. В рамках развития территорий все чаще используются идеи создания так называемых умных городов, которые используют решения в сфере цифровых технологий для повышения качества жизни местного населения. Концепция умных городов призвана решить проблемы урбанизированных территорий путем определения новых и разумных способов управления сложностью городской жизни и реализации решений междисциплинарных проблем, например, энергопотребления, управления ресурсами, защиты окружающей среды, безопасности, качества жизни, эффективности городского управления и доступности муниципальных услуг для местного населения [4]. В настоящее время исследователи сходятся в том, что можно выделить некоторые общие принципы функционирования умных городов, среди которых гибкость, синергизм, эффективность, комфортность, высокотехнологичность, интегрированность, стратегическое видение развития, сотрудничество заинтересованных сторон, использование беспроводных технологических платформ, информатизация [5]. Среди основных критериев развития умных городов выделяют скорость принятия управленческих решений, вовлеченность граждан в процессы публичного управления городской средой, удовлетворенность качеством жизни местного населения, технологичность городской среды [6].
Несмотря на проявление значительного внимания среди властных структур, бизнеса, научного сообщества к проблематике умных городов, остается большое число нерешенных вопросов, связанных с теоретическими аспектами и практическими решениями, связанными с реализацией идей умного города. К примеру, несмотря на растущее количество публикаций по тематике умных городов, понятие умного города в настоящее время не имеет четкого и устоявшегося определения. Другой проблемой, существенно осложняющей исследование процессов развития умных городов в динамике, является отсутствие понимания тех проблем, которые препятствуют процессам прогнозирования развития умных городов. Исходя из этого, целью исследования является систематизация проблем, препятствующих прогнозированию процессов развития умного города, а также поиск возможных решений в вопросах прогнозирования цифровой трансформации урбанизированных территорий.
Теоретические аспекты прогнозирования развития умных городов
Вопросы прогнозирования развития социально-экономических систем разного уровня имеют достаточно широкое обсуждение в научной литературе, являются темами научных дискуссий. В целом можно сказать, что прогнозирование тех или иных явлений является важнейшей научной задачей. Если говорить о городах, то вопросам прогнозирования их развития также уделяется серьезное внимание. В этом направлении идут обсуждения особенностей нормотворчества в вопросах прогнозирования развития городских территорий, обсуждаются стратегии развития городских территорий на определенный срок [7]. Для прогнозирования развития территориальных систем используются статистические методы, социологические опросы, swot-анализ [8]. Активное обсуждение в научном сообществе получают вопросы, связанные с проблемами прогнозирования социально-экономических показателей муниципальных образований [9, 10]. При этом стоит отметить, что развитие цифровых технологий, формирование цифрового общества создает новые проблемы прогнозирования развития городов. Процессы цифровизации оказывают существенное влияние на развитие муниципальных образований, формируя новые подходы к развитию городской среды на основе проектов по цифровизации системы управления, инфраструктуры, социальной сферы, транспорта и других направлений. Цифровые решения, по сути, становятся нормой для современных городов. При этом возникают вопросы, связанные с исследованием тех проблем, которые возникают при прогнозировании развития территорий в новых условиях, выявлении и систематизации проблем, связанных с прогнозированием развития умных городов. Каковы же цели и задачи прогнозирования развития умных городов?
Основными целями прогнозирования развития умных городов является количественный и качественный анализ тенденций в области цифровизации городской среды, вероятностное предвидение развития направлений в области реализации проектов умных городов, оценка возможностей и последствий активного воздействия на процессы цифровизации городской среды. Среди задач прогнозирования развития умных городов можно отметить следующие. Во-первых, выбор метода прогнозирования, а также временных рамок составления прогноза. Во-вторых, выявление экономических, социальных, научно-технических тенденций, влияющих на развитие умных городов. В-третьих, выбор и прогнозирование показателей развития умного города. В-четвертых, обоснование социально-экономической целесообразности разработки проектов умного города.
Важным условием успешной реализации идей развития умного города, т.е. создание инновационной среды на основе цифровых решений, является увязка целей развития городской территории в целом с конкретными задачами умного развития, а технологии следует рассматривать как средство достижения результатов идей умного города в рамках той или иной территории в соответствии с потребностями местного населения [11]. В этой связи актуальной задачей становится формирование нового образа сбалансированно развивающегося города с инновационными преобразованиями в городской среде, основанными на интеллектуальных решениях, цифровых технологиях, проектах умного города. Развитие умного города влечет за собой и структурную трансформацию городской экономики, делая ее более инновационной и высокотехнологичной [12].
В настоящее время популярность идей развития умных городов значительно увеличилась, все большее число урбанизированных территорий по всему миру выбирают идеи умного города в качестве основы для собственного развития. В экспертном сообществе прогнозируется, что расширение масштабов умных городов повысит использование цифровых технологий, обеспечит интеграцию различных подсистем городов в единую экосистему, расширит использование инструментов совместной работы и автоматизированных платформ управления услугами, повысит безопасность граждан, сделав города более привлекательными для жизни [13, 14].
Наличие эффективного инструментария прогнозирования развития умного города имеет решающее значение при планировании дальнейшего развития и модернизации городской среды. Оценка сильных и слабых сторон, сравнение с другими кейсами реализации идей умного города в рамках конкретной территории, информирование различных заинтересованных сторон о статусе реализации идей умного города также невозможно без использования инструментов оценки развития умных городов. В настоящее время существует дефицит исследований в этих направлениях, связанный со сложностью изучаемых объектов, ограниченностью данных, новизной тематики умных городов. Таким образом, инструментарий оценки развития умных городов может быть использован для улучшения позиций того или иного города в конкуренции с другими городами, при прогнозировании процессов цифровой трансформации урбанизированных территорий. Каковы же основные подходы к оценке и прогнозированию развития умных городов? С нашей точки зрения можно выделить два подхода к оценке и прогнозированию развития умных городов. Во-первых, это инструментарий оценки и прогнозирования на основе систем рейтингов умных городов. Во-вторых, это оценка и прогнозирование реализации концепции умного города на основе изучения конкретных проектов и инициатив умных городов.
Измерение эффективности функционирования умных городов исследователи рассматривали обычно в плоскости конкретных сфер деятельности, например, в сфере транспорта, энергосбережения, менеджмента водных ресурсов. Тем не менее, в академической литературе не было обнаружено попыток выработать всеобъемлющий подход к методологии оценки результатов умных городов [15].
В настоящее время разработаны некоторые подходы к оценке, среди которых можно отметить разработки таких компаний, как Cisco, Bosch, Nokia, Huawei, Juniper research, PwC, Forbs, IESE и др. Кроме того, существуют международные стандарты, где также излагаются подходы к оценке развития умных городов, такие как ISO 37120:2014 и 37151:2015. В отечественной практике оценка развития умных городов реализуется в рамках ведомственного проекта Минстроя РФ «Умный город».
Рассмотрим некоторые подходы к системе оценки умных городов, основанные на составлении рейтинга (таблица 1).
Таблица 1. Инструментарий оценки и прогнозирования развития умных городов
Объект
исследования
|
Описание
|
Автор
|
Набор показателей
городской среды
|
9 направлений:
человеческий капитал социальная сплоченность экономика гос. управление
экология транспорт городское планирование международное взаимодействие
технологии
|
Бизнес-школа IESE
|
Набор показателей
городской среды
|
4 направления:
мобильность здравоохранение безопасность производительность
|
Исследовательская
компания Juniper Research
|
Набор показателей
городской среды
|
5 направлений:
технологии готовность медиа пресс-релизы научные исследования
|
Консалтинговая компания Price water house Coopers
|
Набор показателей
городской среды
|
10 направлений:
транспорт, здравоохранение образование энергетика безопасность экология
интернет вещей данные и аналитика стратегия партнерские отношения
|
Компания Huawei
|
Набор показателей
городской среды
|
Индекс
цифровизации городского хозяйства «IQ
городов»
|
Минстрой РФ
|
Показатели
проекта умного города
|
Оценивает
удовлетворенность и отражает возможности горожан влиять на реализацию
проекта, поддерживает обратную связь между властью и обществом для
эффективного управления развитием города
|
Голова, Курбатова
|
Показатели
проекта умного города
|
Частное от
показателя полученных улучшений в результате цифровизации и стоимости затрат
по внедрению элементов умного города
|
Цибарева,
Васяйчева
|
Отметим, что в таблице 1 представлен лишь неполный перечень применяемых методик и подходов к оценке развития умных городов, но и он дает представление о широте спектра таких оценок. Научная новизна полученного результата заключается в выделении двух направлений для оценки и прогнозирования развития умных городов: во-первых, это оценка и прогнозирование на основе системы показателей (рейтинга), во-вторых, на основе оценки конкретного проекта умного города, что позволяет совершенствовать существующие подходы к оценке и прогнозированию процессов цифровизации городских поселений.
Среди основных преимуществ использования систем рейтингов для оценки и прогнозирования развития умных городов можно отметить следующие. Во-первых, рейтинги городов привлекают внимание общественности к основным проблемам, влияющим на качество жизни местного населения, способствуют развитию здоровой конкуренции по поводу дальнейших планов развития территорий. Во-вторых, рейтинги городов стимулируют широкую дискуссию о стратегиях местного развития. В-третьих, системы рейтингов побуждают делать систему публичного управления территорией более понятной и прозрачной. Помимо этого, исследование динамики оценок территориального развития позволяет формировать прогноз изменений, в том числе в рамках реализации идей умного города. При этом стоит отметить, что системы оценки, основанные на наборе показателей и рейтинге, имеют определенные недостатки, среди которых можно отметить следующие. Во-первых, в большинстве случаев наблюдается отсутствие сбалансированного распределения показателей. Во-вторых, подавляющее большинство рейтингов умных городов представляют собой статические оценки, которые сложно использовать для исследования динамики процессов развития умных городов. В-третьих, существуют ограничения при сравнении городов разного масштаба. В-четвертых, они не измеряют и не оценивают влияние реализации проектов умного города на конкретные местные потребности или цели, а также не учитывается участие заинтересованных сторон в процессах разработки и внедрения умного города не оценивается. В-пятых, не оценивается целесообразность реализации того или иного проекта. Недостатки использования рейтингового подхода к оценке развития умных городов, по-видимому, можно нивелировать, используя подход, оценивающий конкретные проекты умного города. В этой связи можно отметить внимание научного сообщества к проблематике оценки конкретных инициатив умных городов [19]. Среди показателей, которые оцениваются в рамках реализации проекта, можно отметить такие показатели как количество участников проекта, число конечных пользователей, объем финансирования, длительность реализации проекта. В исследованиях выделяются такие факторы успешности реализации проектов по созданию умных городов как высокий уровень обязательств со стороны высшего руководства, достаточное финансирование проекта, наличие проработанного технического задания, наличие максимально полного плана реализации проекта, оценка рисков проекта и формирование предварительного плана по снижению их последствий; следование мероприятиям дорожной карты [20]. Эти факторы также должны оцениваться и прогнозироваться в рамках реализации идей умных городов.
Исследование конкретных проектов в динамике позволяет оценивать и прогнозировать развитие инициатив умного города в рамках конкретной территории. При этом в рамках известных исследований существует как минимум два основных подхода к изучению инструментов оценки и прогнозирования процессов развития умных городов: один ориентирован на предоставление обзора инструментов, а другой предполагает более детальный анализ инструментов, чтобы лучше понять их тематическую направленность и возможности их применения [21].
Современные исследования в области оценки умных городов показывают отсутствие баланса между различными индикаторами, используемыми в рамках оценки и прогнозирования развития умных городов [22]. Значительная часть систем оценки направлена на изучение технических инноваций, внедряемых в различных сферах городского хозяйства. При этом возникает закономерный вопрос, свидетельствует ли простое наличие той или иной инновации в городской среде о том, что город становится более умным, а качество жизни местного населения повышается? По-видимому, нет, поскольку важны и другие показатели, например, число пользователей той или иной инновацией, готовностью местного населения использовать такое инновационное решение в будущем и так далее. Исходя из этого, показатели оценки развития умных городов необходимо выбирать исходя из множества особенностей внедряемых технологий, городской среды, местного населения. С другой стороны, усложнение используемого инструментария оценки влечет за собой проблемы в его практическом применении. При разработке инструментов оценки и прогнозирования развития умных городов должны учитываться аспекты, связанные с простотой использования и практической применимостью данного инструментария. Разработка систем показателей должна быть включена в анализ потребностей городов. Это важное замечание, поскольку иногда показатели, используемые при оценке городов, не соответствуют целям развития города. Это может, например, способствовать неточной оценке будущего развития города, которое оценивается по показателям, не соотносящимися с реальными целями развития территории [23].
В современных исследованиях, касающихся оценок и прогнозов развития умных городов, особое внимание уделяется вопросам влияния инициатив умного города на устойчивость развития территорий. В этой связи важным становится то, что при оценке и прогнозировании процессов трансформации городской среды, необходимо использовать не только показатели, характеризующие эффективности внедрения умных решений, но также и индикаторы воздействия, которые измеряют вклад в достижение конечных целей, таких как экологическая, экономическая или социальная устойчивость [24].
В целом, анализируя существующие подходы к прогнозированию развития умных городов, можно выделить их общие недостатки. Во-первых, при разработке большинства инструментов не приняты меры по вовлечению заинтересованных сторон в процессы их разработки и внедрения. Во-вторых, большинство инструментов не учитывают местные условия. Во многих случаях инструменты оценки и прогнозирования слишком сложны для практического применения (отсутствуют необходимые данные, большие издержки на применение). Кроме того, лишь некоторые из известных инструментов содержат рекомендации по увязыванию результатов с планами действий по развитию умного города [25].
В настоящее время предпринимаются активные попытки по созданию адекватных инструментов оценки реализации инициатив умного города, позволяющие прогнозировать изменения в городской среде под влиянием новых технологий. Разработка инструментария, который можно было бы эффективно использовать для оценки и прогнозирования развития умных городов, является нетривиальной задачей, прежде всего в силу сложности самого объекта исследования. Отсутствие баланса между индикаторами можно решить путем объединения различных наборов индикаторов, уже известных по исследованиям в области оценки и прогнозирования развития умных городов. Помимо этого, необходимо совершенствовать теоретические и методологические основы оценки и прогнозирования развития умных городов. Каковы же основные проблемы прогнозирования развития урбанизированных территорий в условиях формирования цифрового общества?
Процедура исследования
В качестве объекта исследования в настоящей статье рассмотрели современные инструменты оценки и прогнозирования развития умных городов. Предмет исследования – проблемы оценки и прогнозирования развития умных городов, особенности инструментария оценки процессов смартизации городской среды. В качестве данных в исследовании использовались материалы, в которых представлены, опубликованные в научной литературе, отчетах государственных и муниципальных структур управления, а также частных компаний. В качестве метода исследования выступает логический анализ принципов, теоретических положений, методологических подходов к оценке и прогнозированию развития умных городов.
Результаты исследования
В целом, анализ теоретико-методологических подходов к оценке и прогнозированию развития умных городов, а также особенностей процессов внедрения новых интеллектуальных систем и моделей управления в городскую среду, позволяет выявить общие проблемы, которые необходимо решать в рамках совершенствования инструментов прогнозирования развития умных городов (таблица 2).
Таблица 2. Проблемы прогнозирования развития умных городов
Проблема
|
Описание
|
Возможные
пути решения
|
Несогласованность
целей в вопросах развития умных городов на разных уровнях управления
|
Ввиду
новизны тематики развития цифровой экономики в целом, а также отдельных направлений,
например, связанных с умными городами, в отечественной и зарубежной практике
наблюдается несогласованность в управлении процессами цифровизации. Это
проявляется в отсутствии согласованных на разных уровнях стратегий, а также
конкретных планов. Зачастую отсутствует единый орган управления процессами
цифровизации, полномочия распределены по разным ведомствам, не ясны цели.
|
Программа
развития умных городов
|
Отсутствие
общего подхода и единых критериев оптимальности развития умных городов
|
В
настоящее время нет единого подхода к определению понятия «умного города»,
поэтому существует множество подходов к развитию городской среды в условиях
цифровизации, в зависимости от тех или иных приоритетов.
|
Единая
концепция умного города, общий подход к определению умного города, его
составляющих, критериев оценки
|
Отсутствие
системного характера и стратегического видения развития умных городов
|
Как
показывает зарубежная и отечественная практика, проблемам развития умных
городов в настоящее время уделяется достаточно ограниченное внимание,
зачастую речь идет о реализации отдельных проектов, направленных на решение
каких-то отдельных проблем городских территорий.
|
Стратегия,
дорожная карта развития умных городов
|
Недостаточное
количество данных о процессах цифровизации городского хозяйства
|
Одна
из важнейших проблем прогнозирования развития городских территорий
заключается в недостаточной информации статистического характера о процессах,
происходящих на той или иной территории. Например, в РФ достаточно сложно
прогнозировать развитие тех или иных муниципальных территорий исходя из
анализа официальной статистики, публикуемой Росстатом.
|
Мониторинг
процессов цифровизации городской среды, сбор данных о проектах умного города
|
Ограниченность
финансового обеспечения проектов умных городов
|
В
настоящее время проекты развития умных городов, как правило, финансируются по
остаточному принципу. На практике для финансирования отдельных проектов
используются механизмы муниципально-частного партнерства и другие
непостоянные источники финансирования, что затрудняет прогнозирование
развития умных городов с точки зрения финансовой обеспеченности этих
процессов.
|
Включение
затрат на проекты умного города в городской бюджет, финансирование проектов
умного города на постоянной основе
|
Недостаточное
кадровое обеспечение проектов умных городов, низкая квалификация сотрудников
местных администраций в вопросах цифровизации
|
Реализация
проектов умных городов связана с привлечением специалистов в области цифровых
технологий, разработчиков интеллектуальных систем. При этом на местном уровне
в большинстве случаев наблюдается тенденция, что проектами умных городов
занимаются непрофильные отделы, а отделы, связанные с цифровизацией городской
среды, по сути, отсутствуют. Таким образом, во властных структурах на
муниципальном уровне наблюдается дефицит профессиональных кадров, которые бы
отвечали за планирование и реализацию проектов умного города.
|
Создание
подразделения в общей структуре управления городским хозяйством, отвечающим
за процессы цифровизации городской среды. Подготовка специалистов в области
цифровых технологий.
|
Зависимость
в решениях для умных городов от зарубежных технологий
|
Проекты
умных городов основываются на инновациях в сфере цифровых технологий, что
требует значительных усилий по созданию таких решений. Как показывает
практика, лишь немногие страны могут полностью реализовать такие решения
самостоятельно.
|
Разработка
отечественных решений в области развития умных городов.
|
Слабая
заинтересованность местного населения в реализации проектов умного города
|
Одним
из ключевых факторов развития умных городов является вовлеченность местного
населения в процессы принятия решений в области городского развития,
реализации проектов умного города. Как правило, на практике местное население
не имеет достаточного влияния на процессы управления развитием территорий.
|
Разработка
мер по вовлечению местного населения в процессы управления городской средой.
|
Политизированность
вопросов, связанных с развитием умных городов
|
Зачастую
те или иные проекты умного города презентуются как прорывные идеи
представителей местной администрации. При этом при изменении кадрового
состава местной администрации, смене местного руководства, проекты умного
города завершаются. Такая зависимость от политической конъюнктуры не
позволяет прогнозировать развитие умных городов.
|
Разработка
долгосрочных планов развития умных городов, независящих от изменяющейся
политической конъюнктуры.
|
В целом, исследуя вопросы, связанные с проблемами прогнозирования реализации идей умного города, можно выделить две группы проблем. Во-первых, это проблемы системного характера, во-вторых, это проблемы, связанные с местными особенностями той или иной территории.
Обсуждение результатов
Прогнозирование процессов развития современных городов является актуальной исследовательской задачей, важным практическим элементом управленческой деятельности на всех уровнях власти. От того, насколько эффективно развиваются современные города, каким образом они справляются с возникающими вызовами и угрозами, в настоящее время зависит качество жизни большинства населения стран. В условиях, когда на передний план в вопросах развития современных городов выходят новые запросы местного населения, связанные с технологичностью городских пространств, обеспеченностью инфраструктурными объектами, экологичностью городской среды, возникают и новые вопросы, связанные с прогнозированием развития этих направлений. С другой стороны, в настоящее время существует ряд ограничений, с которыми можно столкнуться при поиске ответа на вопрос, каковы будут результаты реализации современных идей о создании умных городов. Общие, структурные ограничения, связанные с прогнозированием развития урбанизированных территорий в условиях цифровизации, сводятся к сложности исследуемых процессов, высокой динамике обновления инновационных технологий, что само по себе затрудняет прогнозирование этих процессов. Несогласованность различных уровней управления, отсутствие общего подхода, стандартов в области цифровизации городской среды также является фактором, затрудняющим прогнозирование развития территорий в условиях цифрового общества.
В результате исследования было выявлено, что в настоящее время существует ряд проблем, ограничивающих возможности прогнозирования развития умных городов. При анализе существующего инструментария, использующего для оценки развития умных городов, выявлен ряд недостатков, ограничивающих их использование. Выявленные недостатки заключаются в том, что в отдельности каждый из инструментов оценки не охватывает в полной мере необходимый для прогнозирования развития умных городов объем данных. Таким образом, это затрудняет прогнозирование процессов развития умных городов.
При этом были выявлены положительные стороны ряда инструментов, использующихся для исследования процессов цифровизации городской среды, которые заключаются в том, что каждый инструмент дает возможность проанализировать отдельные аспекты развития умных городов. Научная новизна исследования заключается в систематизации проблем прогнозирования развития умных городов, а также в предложении возможных решений этих проблем.
Выводы
Развитие цифровых технологий в значительной степени изменили принципы развития современного общества, социально-экономических систем разных уровней, в том числе и городов. Все чаще цифровые данные рассматриваются как основной ресурс развития городской среды, который представляет возможности для оптимизации процессов, создания инноваций в социальной сфере, формирования новых моделей публичного управления.
В настоящем исследовании, проведенном с целью выявления, систематизации проблем прогнозирования развития умных городов, получены следующие результаты.
Во-первых, выявлены цели и задачи прогнозирования развития умных городов.
Во-вторых, рассмотрен ряд инструментов оценки развития умных городов, которые могут быть использованы при прогнозировании развития урбанизированных территорий в условиях формирования цифрового общества.
В-третьих, предложено рассматривать проблемы прогнозирования развития умных городов на двух уровнях: на системном уровне и на уровне отдельной территории.
В-четвертых, выявлены проблемы прогнозирования развития умных городов, предложены рекомендации для решения данных проблем.
Результаты настоящей работы могут стать основой для проведения дальнейших исследований в области прогнозирования развития умных городов.
References:
Camero A., Alba E. (2019). Smart City and information technology: A review Cities. (93). 84–94. doi: doi:10.1016/j.cities.2019.04.014.
Caragliu A., Del Bo C., Nijkamp P. (2011). Smart Cities in Europe Journal of Urban Technology. (18(2)). 65–82. doi: 10.1080/10630732.2011.601117.
Eremia M., Toma L., Sanduleac M. (2017). The Smart City Concept in the 21st Century Procedia Engineering. (181). 12-19. doi: 10.1016/j.proeng.2017.02.357.
Forostyan V.V. (2019). Otsenka pokazateley "umnogo goroda" na osnove dannyh iz otkrytyh istochnikov [Assessment of smart city indicators based on data from open sources]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika. (1 (3)). 476-486. (in Russian).
Hajek P., Youssef A., Hajkova V. (2022). Recent developments in smart city assessment: A bibliometric and content analysis-based literature review Cities. (126). 103709.
Lacson J. J., Lidasan H. S., Spay Putri Ayuningtyas V., Feliscuzo L., Malongo J. H., Lactuan N. J.,Velasco L. C. (2023). Smart City Assessment in Developing Economies: A Scoping Review Smart Cities. (6(4)). 1744-1764.
Loginovskaya V.O. (2020). Podkhody k formirovaniyu indeksa iq gorodov [Approaches to the formation of the iq index of cities]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Kompyuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika. (2). 146-155. (in Russian).
Marchenko O.V., Burdakova G.I. (2019). Problemy prognozirovaniya pokazateley sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya [Problems of forecasting indicators of socio-economic development of the municipality]. Beneficium. (3 (32)). 52-66. (in Russian).
Nizamieva E.R. (2021). Vnedrenie printsipov umnogo goroda kak drayver k reorganizatsii i povysheniyu effektivnosti sushchestvuyushchikh gorodov [Smart city development as a driver of efficiency reorganization and improvement of cities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta. (6). 19-27. (in Russian).
Nosov A.L. (2019). Sotsialnoe prognozirovanie razvitiya goroda i regiona [Social forecasting of the development of the city and region] Development of innovative economy: achievements and prospects. 297-307. (in Russian).
Papin S.N., Penina E.O. (2018). Otsenka perspektiv razvitiya [Assessment of development prospects]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (11). 90-102. (in Russian).
Patrão C., Moura P., Almeida A. T. (2020). Review of Smart City Assessment Tools Smart Cities. (3(4)). 1117–1132.
Pellicano M. (2018). Value co-creation practices in smart city ecosystem Journal of Service Science and Management. (1). 34-57.
Popov E.V., Semyachkov K.A. (2020). Sistematizatsiya podkhodov k otsenke razvitiya umnyh gorodov [Systematisation of approaches to assessing the development of smart cities]. Economy of the region. (1). 14-27. (in Russian).
Popov E.V., Semyachkov K.A., Borisov D.N. (2023). Effektivnost proektov razvitiya [The efficiency of smart city development projects]. Eco. (6(588)). 32-49. (in Russian).
Radek Kuchta R. N. (2014). Smart City Concept, Applications and Services Journal of Telecommunications System & Management. (03(02)). doi: 10.4172/2167-0919.1000117.
Sapozhnikova T.A., Shugaeva M.A., Kuznetsova A.I. (2014). Planirovanie i prognozirovanie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya gorodov RF do 2030 goda [Planning and prognostication of social and economic development of cities in the Russian Federation until 2030]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (4(10)). 50-57. (in Russian).
Sharifi A. (2019). A critical review of selected smart city assessment tools and indicator sets Journal of Cleaner Production. 233 1269-1283.
Sokolova O.A. (2021). K Voprosu o prognozirovanii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya krupnogo goroda (na primere goroda Vologdy) [On the issue of forecasting socio-economic development of a large city (the case of Vologda)]. Territorial development issues. (3). (in Russian).
Strigunov V.V., Lushnikov A.V. (2022). Primenenie instrumentov otsenki tekushchego sostoyaniya goroda v ramkakh realizatsii proekta [Application of tools to assess the current state of the city as a part of the \"smart city” project by the example of Khabarovsk]. Bulletin of the Pacific State University. (2(65)). 135-144. (in Russian).
Su K., Li J., Fu H. (2011). Smart city and the applications 2011 international conference on electronics, communications and control (ICECC). 1028-1031.
Tislenko M.I. (2022). Reytingi kak sposob otsenki effektivnosti politiki razvitiya umnyh gorodov [Ratings as a way of assessing the effectiveness of smart city policies]. Bulletin of the Russian University of Peoples\' Friendship. series: economics. (2). 242-252. (in Russian).
Tsvetkov Yu.A. (2020). Otsenka urovnya tsifrovoy transformatsii gorodskoy sredy v kontseptsii [Assessment of the level of digital transformation of the urban environment in the concept of "smart city"]. Vestnik Belogo generala. (2). 54-64. (in Russian).
Zavedeev E.V., Kuramshina A.V., Sergeeva I.V., Voronina E.V. (2018). Faktory uspekha realizatsii proekta [Success factors of the project implementation]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (11 (117)). 20. (in Russian).
Страница обновлена: 03.05.2025 в 21:14:19