Trends in agricultural marketing
Kabanenko M.N.1, Kabanenko A.E.2
1 Южный университет (ИУБиП)
2 Донской государственный технический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 25 | Citations: 1
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 2 (April-June 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53947754
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
Agriculture is slower to adapt to the business environment due to a number of specific features of the industry, in particular agrobiological factors, demand low elasticity, production seasonality. This requires the search for effective tools to flexibly adapt the capabilities of the enterprise to market requirements. It is the introduction of a marketing approach into the practical activities of agricultural producers that will ensure a more rapid adaptation to the market environment and ensure competitiveness and sustainable development. Foreign experience and domestic practice show that marketing is an important component of agricultural enterprises with their market orientation, which provides wider opportunities for their development. However, the introduction and application of the marketing concept among agricultural producers is very slow. Therefore, the problem of the development of marketing activities in the current economic conditions is extremely relevant.
Keywords: agriculture, marketing, exchange, agricultural production, management forms
JEL-classification: M31, Q13, Q17, Q18
Введение. Несмотря на достижение определенных положительных результатов от реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, многие насущные вопросы и проблемы, решение которых является приоритетным, так и остались нерешенными. Современные проблемы, которые охватили фактически все предприятия сельского хозяйства связаны с последствиями пандемии COVID-19 и с ужесточением санкционного давления на экономику России. Важной проблемой является недостаточная приспособленность внутренних факторов производства к внешним условиям рынка, то есть отсутствие реализации маркетинговой стратегии сельскохозяйственных предприятий [1].
Говоря о сельскохозяйственном маркетинге, нельзя не отметить существование различных форм хозяйствования таких как сельскохозяйственные организации (от малых до агрохолдингов), крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, а также личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан.
Вопросы развития маркетинга в Российской Федерации рассматривались в работах Ахмаевой Л.Г. [2], В.И. Мысаченко [3], А.Н. Поповой [4], М.И. Тимофеева [3] и других.
Исследованию особенностей развития маркетинга в сельском хозяйстве посвящены труды таких ученых-исследователей, как Г.А. Авакян [5], А.О. Арзяева [6], А.А. Беляева [7], Я.В. Воронина [8], А.Ю. Газгиреев [9], В.Н. Громов [10], А.А. Демидович [11], Е.Г. Ерлыгина [12], Э.А. Климентова [5], Луговнина С.М. [6], А.Ю. Осинина [13], И.В. Разорвин [14], Р.А. Шаваева [15] и другие.
Основной целью исследования является определение и анализ основных тенденций развития маркетинга в сельском хозяйстве.
Научная новизна исследования состоит в выявлении тенденции развития агромаркетинга исходя из существования различных форм хозяйствования и особенностей развития отечественного сельскохозяйственного сбыта.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что сельскохозяйственный маркетинг был сформирован и функционирует в специфических условиях производства, продвижения и реализации продукции сельского хозяйства.
Основная часть. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (ВСХП-2016) и Сельскохозяйственной микропереписи 2021 года (СХМП-2021), представленным, можно сказать, что что за пять лет в России сократилось число сельскохозяйственных предприятий при одновременном укрупнении площади их сельскохозяйственных угодий.
Так количество сельскохозяйственных организаций уменьшилось с 36,0 тысяч единиц в 2016 году до 34,4 тысяч единиц к 2022 году. А на одну сельскохозяйственную организацию по состоянию к 2022 году приходится, в среднем, 3,4 тысяч га, что на 36% больше, чем в 2016 году. То есть, можно сказать, что постепенно количество сельскохозяйственных организаций стабилизируется, а их средняя площадь увеличивается [16].
Аналогичная тенденция наблюдается и по другим формам хозяйствования.
За период с 2016 г. по 2022 г. в Российской Федерации определяющая роль в сельскохозяйственном производстве перешла от хозяйств населения, которые были лидерами производства в период с 1997 по 2003 год, в пользу сельскохозяйственных организаций. Крестьянские (фермерские) хозяйства так и не стали лидерами производства и по состоянию к 2022 году достигли доли в структуре производства продукции в 15,4% [17].
При анализе изменений реализации сельскохозяйственной продукции к 2022 году по сравнению с 2016 годом, наблюдаются специфические рыночные колебания в сбыте производимой продукции.
По сравнению с 2020 годом к 2022 году сбыт всех видов сельскохозяйственной продукции значительно сократился по всем видам продукции растениеводства и животноводства. Такой общий негативный процесс сокращения сбыта является результатом кризиса в сельском хозяйстве страны связанным с ограничениями из-за пандемии COVID-19. Но если рассматривать в долгосрочном периоде 2016-2022 годы, то можно отметить рост реализация большинства продуктов сельского хозяйства, кроме сокращения объемов реализации сахарной свеклы на 20,18%, картофеля на 11,76% и шерсти на 33,41% [17].
Производство зерна за анализируемый период увеличилось на 8,42%, подсолнечника – 52,27%, овощей – 25,45%. По подсолнечнику наблюдается рост, наращивание производства и сбыта наблюдается фактически в течение всего периода, потому что семена подсолнечника – неизменно один из самых выгодных товаров сельскохозяйственного производства. Производство продукции животноводства за анализируемый период значительно увеличилось по таким категориям как свиноводство на 35,9%, птицеводство на – 6,9%. Производство молока увеличилось на 17,24%, а яиц – на 6,54%.
Оценивая распределение сбыта произведенной продукции в соответствии с каналами реализации, на основе данных (таблица 1) можем отметить, что структура сбыта не претерпела значительные изменения.
Таблица 1 – Удельный вес продажи продукции сельскохозяйственными организациями по отдельным каналам, в процентах
Показатель
|
Реализовано
| |||||
перерабатывающим организациям и организациям оптовой, по бартерным
сделкам
|
на рынке, через собственную
торговую сеть |
населению через организации общественного питания, в порядке
оплаты труда
| ||||
2016 год
|
2021 год
|
2016 год
|
2021 год
|
2016 год
|
2021 год
| |
Зерно
|
95,4
|
93,6
|
0,3
|
0,3
|
3,3
|
2,8
|
Сахарная
свекла
|
97,9
|
92,6
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
Семена
и плоды масличных культур
|
98,7
|
96,8
|
0,1
|
0,1
|
0,3
|
0,2
|
Скот
и птица (в живом весе)
|
92,9
|
74,5
|
2,0
|
0,8
|
0,6
|
0,5
|
Молоко
|
88,2
|
88,0
|
2,7
|
1,4
|
0,4
|
0,4
|
Яйца
|
88,7
|
85,3
|
4,9
|
5,2
|
0,2
|
0,1
|
Анализ показателей таблицы 1 в соответствии с данными Федеральная служба государственной статистики, указывает на то, что прямые продажи из сельскохозяйственных предприятий и реализация продукции посредникам являются основными каналами сбыта производителями сельхозпродукции. Крупные и мелкие посредники контролируют большинство экспортных товарных потоков, оптовый и розничный товарооборот, благодаря чему большая часть прибыли сосредотачивается в посреднических структурах [18].
В системе взаимодействия посредников с сельскохозяйственными предприятиями преобладают три формы расчетов за реализованную продукцию: оплата до посевной; оплата во время получения урожая; отсроченные платежи, когда оплата осуществляется после поставки продукции на рынок, причем две последние формы являются наиболее типичными [19].
По данным официальной правительственной статистики существовало 911 розничных рынков и 236 тысяч торговых мест на них (таблица 2) [20]. Розничная торговля в основном сотрудничает напрямую с производителями, заключая большое количество мелких, дорогих по стоимости сделок, или же возлагается на трейдеров и биржи, которым не хватает организованности и спектра услуг.
Таблица 2 – Число розничных рынков и торговых мест на них
Показатель
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
Число
розничных рынков, штук
|
1589
|
1327
|
1091
|
1002
|
967
|
911
|
Число
торговых мест на них:
|
|
|
|
|
|
|
всего, тысяч
штук
|
424
|
367
|
282
|
262
|
251
|
236
|
в среднем на
один рынок, мест
|
267
|
262
|
258
|
261
|
260
|
259
|
Согласно рыночным оценкам, к 2022 году от 40 до 50% всех сделок купли-продажи продуктов питания было осуществлено на открытых розничных рынках. Для некоторых групп товаров, например мяса и субпродуктов, объем продаж на таких рынках составлял 70%. Кроме того, на открытых рынках, осуществляется основная продажа свежих овощей, фруктов, меда и сухофруктов [20].
Растущее колебание цен на сельскохозяйственную продукцию, представленное, привело к значительной нестабильности рынков.
К 2022 году по сравнению с 2016 годом все цены на сельскохозяйственную продукцию значительно выросли. За анализируемый период наблюдаются колебания и в сторону роста, и в сторону спада. Также можно привести примеры позитивных экономических сдвигов в сельском хозяйстве, в частности на рынке масличных культур, прирост цен на которые составил по сравнению с 2016 годом 76,95%, а с 2021 года – на 57,84%, а за весь период наблюдается постоянный прирост [21].
Несмотря на достаточно высокий уровень экспортной пошлины на семена подсолнечника (на уровне 30%), сложились благоприятные экономические условия для переработки сырья внутри страны, оставляя добавочную стоимость в активе отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей [22].
В инфраструктуру аграрного входят торговые палаты, коммерческие центры и международные торги, аукционы и ярмарки, маркетинговые фирмы, оптовые и розничные торговые посредники, товарные биржи, лизинговые и факторинговые компании и тому подобное [23].
При этом с 2016 по 2022 годы уменьшилось количество крупных посреднических организаций – товарных бирж. Следует отметить, что биржевая деятельность для обслуживания аграрного сектора была начата лишь в 1992 г., во время создания первой товарной биржи для реализации сельскохозяйственных товаров. В России первая биржа – Петербургская, была создана в 1703 году Петром Beликим по голландскому примеру. В советский период развития нашей страны биржи функционировали только в период НЭПа.
С переходом к рынку в России было создано значительное количество бирж, но большая часть из них так и остались формально работающими. С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на фондовые, валютные и товарные; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.
За анализируемый период число бирж в Российской Федерации сократилось на 28,57%, при одновременном сокращении количества проведенных торгов на 7,69%. Количество заключенных сделок с реальным товаром увеличилось на 137,47%. Биржевой оборот по сделкам с реальными товарами увеличился на 90,09%, а биржевой оборот по сделкам с продукция сельского хозяйства увеличился лишь на 4,45% или на 1026,0 млн рублей [17].
С 2000 года наблюдается устойчивая тенденция к росту количества или легализации более мелких посреднических организаций выставок-ярмарок, оптово-продовольственных рынков, обслуживающих кооперативов, заготовительных пунктов.
Выводы. Итак, отметим, что для успешного функционирования рыночной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции необходимо создать ряд условий для защиты интересов сельскохозяйственного производителя, но при этом ни в коем случае не отбивая интереса фирм инфраструктуры аграрного рынка.
Для современных условий специфическим в процессе деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых и средних по мощности производства, при применении системы аграрного маркетинга во время сбыта произведенной продукции и при маркетинговом подходе к организации производства в современных условиях хозяйственной деятельности возникает ряд серьезных экономических проблем, в частности:
- низкий уровень информированности или вообще отсутствие информации о рынках сбыта продукции;
- отсутствие паритетных реализационных цен и низкий потребительский спрос на сельскохозяйственную продукцию;
- низкий уровень профессионализма владельцев и руководителей. А из-за этого-неспособность организовать производственный процесс во времени таким образом, чтобы максимально соответствовать потребностям рынка;
- ограниченная конкурентоспособность на аграрном рынке вследствие значительного вмешательства государства и крупных посреднических организаций монополистического типа;
- незначительный опыт создания торговых кооперативов и других объединений рыночного типа;
- отсутствие доступа к эффективной информационной базы системы планирования бизнеса и маркетинга;
- недостаточность гарантий и отсутствие уверенности в точном выполнении сделок, что препятствует налаживанию долгосрочных отношений с покупателями и клиентами;
- неэффективная организация оптовых рынков и биржевой торговли, ориентированная на прибыли посредника, а не на аграрного товаропроизводителя;
- ограниченный доступ самих сельскохозяйственных производителей к конкурентным предложениям по поставке продукции;
- неразвитая инфраструктура рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, которая может обеспечить сохранение надлежащего качества продукции, в частности соответствующую транспортировку, складирование, обработку, упаковку и другие услуги.
Изменения условий хозяйствования должны касаться не только рыночной инфраструктуры, но и сельскохозяйственных производителей, а также должны иметь целью создания сбалансированной рыночной экономики. Важным принципом формирования инфраструктуры является принцип ее стабильности, который предусматривает обеспечение стабильности функционирования не только основных элементов инфраструктуры, но и их законодательного обеспечения налогового, финансово-кредитного, валютного и тому подобное). Существующая нормативная база должна соответствовать уровню развития основных институтов сельскохозяйственного производства и рыночной инфраструктуры. Государство должно регулировать процессы взаимодействия сельскохозяйственных предприятий и организации инфраструктуры рынка в контексте национального экономического развития, с учетом общественных интересов. Несовершенство рыночной инфраструктуры – это одна из основных причин неэффективности экономической системы страны. Становление системы маркетинга в сельском хозяйстве является неотъемлемым элементом возрождения аграрной составляющей экономики нашего государства относительно неотложности решения этих проблем.
References:
Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2021: Statisticheskiy sbornik [Russian Statistical Yearbook. 2021: Statistics] (2021). (in Russian).
Selskoe khozyaystvo v Rossii. 2021: Statisticheskiy sbornik [Agriculture in Russia. 2021: Statistics] (2021). (in Russian).
Akhmaeva L.G. (2021). Marketing v epokhu pandemii. Mnenie Filipa Kotlera i mirovye realii [Marketing in the Age of the Pandemic. Philip Kotler's Opinion and Global Realities] Current management problems 2020. 85-89. (in Russian).
Arzyaeva A.O., Lugovnina S.M. (2017). Rol i mesto planov marketinga v sisteme planirovaniya na selskokhozyaystvennyh predpriyatiyakh [The role and place of marketing plans in the planning system of agricultural enterprises] Modern studies of the main directions of the humanities and natural sciences. 80-83. (in Russian).
Avakyan G.A., Klimentova E.A. (2019). Marketing selskokhozyaystvennoy produktsii [Marketing of agricultural products]. Science and education. (4). 67. (in Russian).
Belyaeva A.A. (2020). Osobennosti marketingovoy deyatelnosti predpriyatiy selskokhozyaystvennoy otrasli [Features of marketing activities of agricultural enterprises]. Vestnik molodezhnoy nauki. (3). 6. (in Russian).
Demidovich A.A., Demidovich I.A. (2018). Osobennosti marketinga v selskokhozyaystvennoy otrasli Rossiyskoy Federatsii [Features of marketing in the agricultural sector of the Russian Federation]. Modern scientific research and development. (5). 204-206. (in Russian).
Erlygina E.G., Vasileva A.D. (2020). Osobennosti marketinga v agropromyshlennom komplekse [Features of marketing in the agro-industrial complex]. Byulleten nauki i praktiki. (12). 286-291. (in Russian).
Gazgireev A.Yu. (2016). Aktualnost i znachenie marketinga v selskokhozyaystvennoy sfere [Relevance and importance of marketing in agriculture]. Vestnik Magistratury. (6-4). 110-112. (in Russian).
Gromov V.N. (2020). Sovremennyy marketing v selskokhozyaystvennom sektore [Modern marketing in the agricultural sector]. Electronic scientific journal. (8). 9-10. (in Russian).
Kabanenko A.E., Kabanenko M.N. (2022). Razrabotka programmy marketinga dlya selskokhozyaystvennyh organizatsiy [Development of marketing program for agricultural organizations] Current issues in the development of agriculture: theory and practice. 194-199. (in Russian).
Kabanenko M.N., Ugrimova S.N., Kabanenko A.E. (2020). Osobennosti marketingovoy deyatelnosti selskokhozyaystvennyh predpriyatiy [Particularities of agricultural enterprises marketing activity]. Creative economy. (12). 3367-3380. (in Russian).
Kaynova E.Yu. (2018). Marketing v agrarno-promyshlennom komplekse Rossii [Marketing in the agrarian and industrial complex of Russia]. Agrarnoe obrazovanie i nauka. (5). 4. (in Russian).
Medvedeva L.S., Kabanenko A.E. (2020). Tsenoobrazovanie na selskokhozyaystvennuyu produktsiyu [Pricing for agricultural products]. Mirovye tsivilizatsii. (1-2). 84-90. (in Russian).
Mysachenko V.I., Timofeev M.I., Zherebtsov V.I., Reshetov K.Yu. (2019). Otsenka vzglyadov F. Kotlera na tendentsii razvitiya marketinga [Evaluation of F. Kotler's views on marketing trends]. Vestnik NIB. (35). 143-152. (in Russian).
Osinina A.Yu. (2021). Osobennosti mezhdunarodnogo marketinga selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya [The features of international marketing of agricultural products]. Economics, labor, management in agriculture. (2). 108-117. (in Russian).
Popova A.N. (2019). K voprosu segmentirovaniya potrebiteley cherez prizmu klassifikatsii F. Kotlera [To the question of segmentation of consumers through the prism of classification of F. Kotler] Current Issues in Economics and Sociology. 225-229. (in Russian).
Razorvin I.V., Bardasova N.V. (2017). Upravlenie institutsionalnoy marketingovoy sistemoy v agropromyshlennom komplekse Rossii [Management of the institutional marketing system in Russian agricultural complex]. Voprosy upravleniya. (2). 121-128. (in Russian).
Savintseva N.V., Sharnina N.M. (2018). Sovremennye instrumenty marketinga selskokhozyaystvennyh potrebitelskikh kooperativov [Modern marketing tools for agricultural consumer cooperatives]. “Science Review: Theory and Practice”. (1). 6-15. (in Russian).
Shavaeva R.A. (2018). K voprosu o primenenii marketinga v deyatelnosti selskokhozyaystvennyh predpriyatiy [On the application of marketing in the activities of agricultural enterprises] Modern challenges and realities of economic development in Russia. 510-512. (in Russian).
Shevchuk N.A., Bakhaeva E.E. (2018). Rasshirenie rynkov sbyta selskokhozyaystvennoy produktsii posredstvom internet-marketinga [Expanding markets for agricultural products through Internet marketing] Agrarian science for agriculture. 199-200. (in Russian).
Soliev I.I., Sirozhiddinov K. (2020). Nekotorye aspekty organizatsii marketinga plodoovoshchnoy produktsii na selskokhozyaystvennyh predpriyatiyakh [Some aspects of organization of fruit and vegetable product marketing at agricultural enterprises]. Economy and society (Ekonomika i socium). (6-2). 312-316. (in Russian).
Voronina Ya.V. (2018). Osobennosti marketinga v selskom khozyaystve [Specifics of marketing in agriculture]. Agrarnoe obrazovanie i nauka. (4). 13. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 19:36:08