Clustering in ensuring innovative regional development

Sadykov M.A.1
1 ИП Садыков Марат Альбертович, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46552577

Abstract:
The concept of regional cluster policy is an active tool of managerial, systemically stimulating influence on the complex, integrated, social, environmental and economic development of territories. It covers the most important issues of implementing the achievements of social development. In this article, the concept of a comprehensive vision and system support for regional development reforms is formed on the basis of the expected cluster or cluster-innovative model of development of Russian regions. It is proved that the development and implementation of the concept of cluster policy should be recognized as a real tool of a regional innovation-oriented policy in the future with a certain group of tasks, reasonable and step-by-step actions, attracting resources and human capital, opportunities for its accumulation. The article concludes that the development and implementation of the concept of cluster policy can become a real tool of the regional innovation-oriented policy in the future with the format of task groups, reasonable and step-by-step actions, attracting resources and human capital, potential opportunities for its accumulation. Only the introduction of a targeted regional cluster policy will form the prerequisites, a practical platform for solving the outlined problems, eliminating conflicts, forming a targeted vision of the movement, recognizing the sequence of changes in accordance with the capabilities of the economy and the existing system of state, regional and sectoral management.

Keywords: clustering, regional economy, cluster, innovation policy, regional development

JEL-classification: O33, R12, R13



Введение

В настоящее время актуальными и ключевыми для России являются вопросы таких составляющих инновационного развития регионов, как социальная стабильность и изменение векторов движения с сугубо экономических интересов на социально-экономические и эколого-экономические; экономический рост на основе системного привлечения ресурсов территорий; регулирование миграционных процессов; социальная ответственность власти и бизнеса; прозрачное распределение материальных и духовных благ на платформе приоритетности принципа доверия в парадигме отношений «власть – бизнес – население».

Комплексное социально-экономическое развитие регионов на основе развития механизма инновационного обеспечения должно иметь целевые векторы, ориентированные на системное привлечение существующего ресурсного потенциала на основе учета баланса интересов власти и бизнеса, обеспечения гармоничного, эффективного, социально ориентированного удовлетворения интересов и потребностей населения, социального и культурного прогресса [1] (Abashkin, Boyarov, Kutsenko, 2012). Именно кластерные и сетевые элементы региональной воспроизводственной системы должны обеспечить комплексное и успешное развитие регионального хозяйства, сформировать устойчивый рост бизнес-среды, способствовать улучшению благосостояния населения и привлекать новейшие инновационные технологии в производство, сферу услуг, управление [2] (Frolov, Frolov, Isaeva, 2014).

Теоретические и методологические основы кластеризации как фундамента современной активной инновационной политики заложили такие выдающиеся ученые, как М. Портер [3] (Porter, 2000) и К. Кетелс [4] (Ketels, 2003).

Отечественные регионалисты И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский [5] (Risin, Treshchevskiy, 2016) расширили видение мировых и отечественных процессов развития регионов, учитывая секторальные особенности факторов влияния (имидж, конкурентоспособность, социальные аспекты промышленного развития). Вместе с тем в своих трудах исследователи М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева, Д.П. Малышев, О.В. Григорьева, О.С. Петрова [6] (Nikolaev, Makhotaeva, Malyshev, Grigoreva, Petrova, 2014) предложили рассматривать инновационную составляющую в качестве элемента общегосударственной, региональной и корпоративной политики. А.В. Бабиковой и Т.В. Федосовой [7] (Babikova, Fedosova, 2021) предложено развитие региональных инновационных систем на основе совершенствования механизмов финансирования и отбора перспективных для конкретного региона проектов. Н.А. Маслюк и Н.В. Медведевой [8] (Maslyuk, Medvedeva, 2020) в качестве перспективы развития инновационных экосистем в России предложена разработка методических основ формирования региональных технологизированных инновационных экосистем. М.Б. Щепакиным [9] (Shchepakin, 2020) разработана модель управления структурной модернизацией промышленности в регионе посредством активизации инновационной составляющей экономического роста. В.Н. Пищулин [10] (Pishchulin, 2019) в качестве основного фактора развития инновационной экономики в регионе предлагает рассматривать его кадровый потенциал.

Однако требует дальнейшего изучения именно механизм инновационного развития регионов как неотъемлемая составляющая процесса кластеризации.

Целью статьи является формирование комплексного видения и системного обеспечения регионального развития на основе развития будущей кластерной или кластерно-инновационной модели развития российских регионов.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели исследования использован комплекс теоретических методов исследования:

– теоретического обобщения – для определения концептуальных основ региональной политики в целом;

– анализа и синтеза – для разработки предложений по созданию концепции региональной кластерной политики.

Данные для этого исследования были взяты из обзора вторичных источников. Источниковая база исследования была представлена двумя массивами литературы: первый массив составляют исследования, направленные на изучение концептуальных основ региональной политики в целом; второй массив составляют аналитические работы, посвященные созданию концепции региональной кластерной политики.

Результаты исследования

Ученые [1, 11] (Abashkin, Boyarov, Kutsenko, 2012; Albekov, Andreeva, Vanushkina, Pilivanov, 2017) доказывают, что в социально-экономическом пространстве страны сталкиваются интересы всех региональных субъектов хозяйствования, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, определяемые во многом его отраслевой специализацией, уровнем инновационного развития, качеством человеческого капитала и региональной системы управления. Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий социально-экономических отношений, которая формируется на уровне товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами. Современный этап общественной жизни выявляет открытость региона как сущностную его черту. По характеру взаимодействия регионов различают сотрудничество, соперничество, отсутствие взаимодействия. Другим важнейшим фактором современного развития страны стало формирование региона как самостоятельного участника конкурентных отношений [6] (Nikolaev, Makhotaeva, Malyshev, Grigoreva, Petrova, 2014).

Концептуальной предстает следующая точка зрения: формирование конкурентоспособности промышленного региона не в состоянии обеспечить отдельный товар или отрасль, это возможно только при условии создания эффективного механизма внутреннего взаимодействия между малыми, средними и крупными предприятиями, обладающими сложным современным техническим оборудованием. В связи с этим наиболее эффективной формой взаимодействия для формирования конкурентоспособности региона является создание межотраслевого комплекса – кластера, ориентированного на максимально возможное использование конкурентных преимуществ совместного экономического потенциала предприятий и организаций, кооперирующихся с целью взаимной поддержки и координации [12, 13] (Njos, Jakobsen, 2016; Lai, Hsu, Lin, Chen, Lin, 2014).

М. Портер [3] (Porter, 2000) объясняет интерес к кластерам тем, что они являются более адекватным объектом анализа, поскольку «отражают важные связи в смысле технологий, умений, информации, потребностей потребителей и тому подобное, которые невозможны в терминах анализа фирмы или отрасли», обосновывает «рациональность коллективного взаимодействия и адекватной роли правительства». Феномен кластеров М. Портером был проанализирован и описан по результатам исследования наиболее успешных компаний мира. В своем исследовании он определяет кластер как «географически близкую группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм смежных отраслей, а также ассоциированных институтов (например, университетов, агентств по стандартизации, профсоюзов) специфической области, «сцепленных» связями общности и комплементарности, которые конкурируют, но также и кооперируются» [3] (Porter, 2000).

И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский [5] (Risin, Treshchevskiy, 2016) подчеркивают, что в общем понимании под кластером рассматривается совокупность отдельных элементов, формирующих единое целое для обеспечения реализации конкретных функций. Совокупность этих элементов создает синергетический эффект, то есть их взаимодействие функционирует эффективнее, чем каждый из элементов в отдельности.

К. Ренткова [14] (Rentkova, 2019) четко позиционирует, что развитие интеграционных процессов и активизация инвестиционной деятельности в своем единстве обладают одной из наиболее выраженных точек потенциального роста для социально-экономического развития регионов. От уровня и характера включения в интеграционные процессы различных подсистем регионов в значительной мере зависят масштабы и темпы экономического роста, повышение благосостояния населения, вовлечение в инвестиционно-инновационное пространство, формирование прогрессивной структуры региональной экономики, роста занятости населения, вектор трансформации системы ценностей, трудовых и социальных правил поведения.

Обсуждение результатов

Рекомендуемые положения относительно уникальных возможностей кластерных инициатив в реализации накопленного российскими предприятиями инновационного потенциала формируют ценность наработок автора. Именно перенос самого интересного опыта корпоративного управления, достижений корпоративной культуры предстает актуальным трендом в формировании разнообразных моделей кластеров [13–15] (Lai, Hsu, Lin, Chen, Lin, 2014; Rentkova, 2019; Solvell, Lindqvist, Ketels, 2003).

Такие концепты развития региональной политики должны иметь в основе консолидацию общества с целью активного, прозрачного привлечения имеющегося потенциала ресурсов, сформировать новейшее видение всех звеньев менеджмента в необходимости гармоничных отношений в парадигме «бизнес – власть – население» и учета баланса интересов.

Сущность и действие процесса комплексного развития территории в условиях перспективных векторов информационного прогресса и ускорения оцифровки знаний, системной социализации априори предполагают активизацию специализации и кооперации; обеспечивают более эффективное размещение новых производств и ускоряет изменения на рынке труда, формирует новые требования к практическим основам планирования и контроля в региональном менеджменте; подчеркивает инновационность изменений производства и сферы услуг [16] (Charykova, Markova, 2019).

В последнее время большое внимание как в научных кругах, так и в бизнес-среде уделяют формированию инновационных кластеров. Такой научный и практический интерес обусловлен как положительным мировым опытом создания таких инновационных структур, имеющих значительное влияние на развитие территорий, так и благоприятными условиями для кластеризации регионов [17] (Dorzhieva, Dugina, Belomestnov, Garmaeva, 2021).

Исследователи [1, 2] (Abashkin, Boyarov, Kutsenko, 2012; Frolov, Frolov, Isaeva, 2014) подчеркивают необходимость курса на агломерацию высокотехнологичных предприятий, активно внедряющих инновационные технологии, а также организаций, которые разрабатывают эти технологии, в рамках инновационных кластеров. Изменения, которые активно происходят в развитии российских регионов, формируют предпосылки стремительного отраслевого и регионального создания кластеров.

В фундаменте концепции региональной кластерной политики рекомендуем закрепить положения, которые имеют приоритетное значение для будущего страны, прогрессивного развития регионов в контексте соответствия общественному прогрессу и привлечению имеющегося экономического и социокультурного, ресурсного и интеллектуального потенциала. Обязательными, теоретико-методологически и методически обоснованными, связанными между собой идеей формирования кластерной экономики должны быть следующие группы положений:

- баланс экономических и социальных интересов нашей страны с позиции гармонизации отношений между регионами;

- консолидация действий власти и бизнеса на платформах интегрированного и прозрачного привлечения ресурсов;

- приоритетность социального прогресса и наращивание потенциала социального партнерства;

- стратегическое видение изменений региональных экономик на платформе укрупнения регионов в кластерных проектах и программных мероприятиях;

- наращивание потенциала социальной и экономической интеграции регионов в коммуникациях, промышленном производстве, сельском хозяйстве, оказании услуг, образовательных проектах;

- открытое, прозрачное, контролируемое распределение ресурсов;

- признание образования кластеров центральным звеном механизма регионального комплексного развития страны и изменения парадигмы отношений «власть – бизнес – население».

Как результат, в масштабах экономики следует ожидать формирования будущей кластерной модели экономики, со своими специфическими характеристиками, перспективами развития, новейшими подходами к созданию кластеров и развитию интеграционных процессов.

Признание и понимание необходимости ускоренного перехода на инновационную модель экономического развития, изменений конкурентной среды, подчеркивает необходимость разработки концепции кластерной политики, которая по своей сути должна обеспечивать основу для формирования ряда стратегических документов, которые закрепят в дальнейшем ряд институциональных изменений в управленческом поле государственного, регионального и отраслевого управления.

Именно концепция кластерной политики предшествует формированию комплекса мер по разработке самой кластерной политики как обязательного элемента регуляторного влияния на следующие процессы – образования кластеров, поддержки малого и среднего бизнеса и инновационного развития, защиты отечественного производителя, целевой поддержки региональных и отраслевых рынков.

Ключевая идея концепции заключается в стимулировании, расширении интегрированного социального, экономического и инновационного потенциала территорий и системного привлечения местных ресурсов, что является решающим в общественном прогрессе страны.

Региональное развитие признается ключевым звеном изменений и обеспечивает устойчивый процесс наращивания возможностей территории в соответствии с гармоничными отношениями между бизнесом, властью и населением. Обязательным также следует признавать наращивание и расширение функциональной нагрузки образования кластеров, его принципиальные изменения в обеспечении влияния на экономику и социум регионов.

Именно кластерные инициативы позволяют усилить специализацию региона и формировать инновационную концепцию качественного и продуктивного удовлетворения интересов целевых групп, формировать экономическую модель расширенного воспроизводства внутреннего регионального продукта.

Заключение

Кластерная модель экономики, в основе которой находятся и активно действуют различные организационные формы кластеров высокотехнологичных предприятий, в основе которых находятся инновационные и интеграционные механизмы обеспечения, является перспективным будущим отечественной экономики и соответствует инновационным векторам движения государственной, отраслевой и региональной власти.

Решение обозначенной проблематики требует комплексного видения и системного обеспечения, наращивания потенциала изменений, интегрированных действий власти и бизнеса, целевого ресурсного обеспечения, внедрения знаний менеджмента и бизнес-проектирования задач, привлечения актуального опыта социальных трансформаций.

Именно в концептуальном видении будущей кластерной или кластерно-инновационной модели развития российских регионов возникают реалии изменений.

Разработку и внедрение концепции кластерной политики следует признавать реальным инструментом формирования в дальнейшем самой региональной инновационно ориентированной политики с форматом групп задач, обоснованными и поэтапными действиями, привлечением ресурсов и человеческого капитала, потенциальными возможностями для его накопления.

Только внедрение целевой региональной кластерной политики сформирует предпосылки, практическую платформу решения очерченных проблем, устранение конфликтов, формирование целевого видения движения, признание последовательности изменений в соответствии с возможностями экономики и существующей системы государственного, регионального и отраслевого управления.

Перспективой дальнейших исследований может стать детальная разработка основных положений региональной кластерной политики на примере конкретного региона России.


References:

Abashkin V., Boyarov A., Kutsenko E. (2012). Klasternaya politika v Rossii: ot teorii k praktike [Cluster policy in Russia: from theory to practice]. Foresight. (3). 16–27. (in Russian).

Albekov A.U., Andreeva E.U., Vanushkina V.V., Pilivanov E.K. (2017). The Regional Cluster Initiatives European Research Studies. (1). 234-245.

Babikova A.V., Fedosova T.V. (2021). Reversivnaya model innovatsionnoy ekosistemy kak instrument intensifikatsii regionalnogo tekhnologicheskogo razvitiya [The reverse model of the innovation ecosystem as a tool for intensifying regional technological development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). 1317-1332. (in Russian).

Charykova O.G., Markova E.S. (2019). Regionalnaya klasterizatsiya v tsifrovoy ekonomike [Regional clustering in the digital economy]. Economy of the region. (2). 409-419. (in Russian).

Dorzhieva E., Dugina E., Belomestnov V., Garmaeva L. (2021). Cluster policy as a tool for implementing regional development strategy SHS Web of Conferences 101. 02015.

Frolov A.V., Frolov D.V., Isaeva V.M. (2014). Klasternaya strategiya razvitiya regiona [Cluster strategy of development of the region]. Vestn. Orenburg. gos. un-ta. (8 (169)). 144–147. (in Russian).

Ketels C. (2003). The development of the cluster concept - present experiences and further developments NRW Conference on Clusters. - Duisburg, Germany. 25.

Lai Y.L., Hsu M.S., Lin F.J., Chen Y.M., Lin Y.H. (2014). The effects of industry cluster knowledge management on innovation performance Journal of Business Research. (67(5)). 734-739.

Maslyuk N.A., Medvedeva N.V. (2020). Innovatsionnaya ekosistema: regionalnyy aspekt [Innovation ecosystem: regional perspective]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1893-1910. (in Russian).

Nikolaev M.A., Makhotaeva M.Yu., Malyshev D.P., Grigoreva O.V., Petrova O.S. (2014). Mekhanizm formirovaniya regionalnyh innovatsionnyh klasterov [The mechanism of regional innovation clusters] (in Russian).

Njos R., Jakobsen S.E. (2016). Cluster policy and regional development: Scale, scope and renewal Regional Studies, Regional Science. (3(1)). 146-169.

Pischulin V.N. (2019). Regionalnyy kadrovyy potentsial kak bazovyy faktor razvitiya innovatsionnoy ekonomiki [Regional personnel potential as a basic factor of innovative economy development]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1515-1524. (in Russian).

Porter M. (2000). Location, competition, and economic development: local clusters in a global economy Economic Development Quarterly. (14(1)). 15-20.

Rentkova K. (2019). The Clusters Phenomenon and Sustainable Regional Development IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. Vol. 471. 102039.

Risin I.E., Treschevskiy Yu.I. (2016). Regionalnaya klasternaya politika. Kontseptualnoe, metodicheskoe i instrumentalnoe obespechenie [Regional cluster policy. Conceptual, methodological and instrumental support] (in Russian).

Schepakin M.B. (2020). Upravlenie strukturnoy modernizatsiey promyshlennosti v regionalnoy ekonomike v usloviyakh ee innovatsionnogo razvitiya [The management of structural modernization of industry in the regional economy in the conditions of its innovative development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 411-434. (in Russian).

Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. (2003). The cluster initiative Greenbook

Страница обновлена: 01.04.2025 в 02:45:55