The artificial intelligence particularities in the context of modern institutional changes

Shkodinskiy S.V.1,2, Nadyseva D.M.1
1 Московский государственный областной университет, Russia
2 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 10 (October 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44385926
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
The purpose of the scientific article is to reveal the key theoretical aspects of the artificial intelligence analysis in the context of its primary inclusion in the general model of economic institutions. The authors present various approaches to the interpretation of the artificial intelligence concept, summarize the main economic sectors in which artificial intelligence technologies are used, and consider the artificial intelligence particularities at the present stage of institutional changes. The main research methods were as follows: analysis, comparison, generalization, systematization of data on the problem under study.

Keywords: artificial intelligence, digital economy, institutions, institutional changes

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

В условиях развития современной интеллектуальной цифровой экономики особую значимость приобретают технологии искусственного интеллекта, в результате внедрения которых значительно снижаются производственные и трудовые издержки организаций, увеличивается производительность труда, облегчаются условия работы.

Сам термин «искусственный интеллект» был введен в 1956 году создателем первого языка искусственного интеллекта LISP Джоном Маккарти на Дартмутской конференции. Под искусственным интеллектом определялась «наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ» [1, с. 1] (McCarthy, 2007, р. 1).

Актуальность темы настоящее статьи обусловлена в первую очередь тем, что в современных условиях требуется переосмысление роли и значения искусственного интеллекта и возможностей его применения в различных сферах человеческой деятельности.

Исследование проблем и перспектив использования искусственного интеллекта нашло отражение в трудах таких ученых и специалистов, как Бессмертный И.А. [2] (Bessmertnyy, 2010), Бостром Н. [3] (Bostrom, 2016), Воробьева И.В., Салахутдинов В.Д. [4] (Vorobeva, Salakhutdinov, 2020), Колесникова Г.И. [5] (Kolesnikova, 2018), Колпакова О.Н. [6] (Kolpakova, 2008), Панов А.И. [7], Петрунин Ю.Ю., Рязанов М.А., Савельев А.В. [8] (Petrunin, Ryazanov, Savelev, 2010), Осипов Г.С. [9].

Особенности функционирования систем искусственного интеллекта представлены в трудах Девяткова В.В. [10] (Devyatkov, 2001), Иванова В.М. [11] (Ivanov, 2015), Лорьера Ж.-Л. [12] (Lorer, 1991), Павлова С.Н. [13] (Pavlov, 2011), Юнусова А.Р., Абубакарова Ш.М. [14] (Yunusov, Abubakarov, 2018) и др.

Однако теоретическая и методологическая база в сфере исследования искусственного интеллекта еще продолжает формироваться, а в контексте институциональных трансформаций – недостаточно разработана.

В этой связи основная цель данной статьи состоит в раскрытии ключевых теоретических аспектов анализа искусственного интеллекта в контексте его первичного включения в общую модель экономических институтов.

На сегодняшний день понятие «искусственный интеллект» не имеет точной трактовки. Помимо определения, предложенного Дж. Маккарти, в научных кругах используется также понимание искусственного интеллекта как «свойства выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека» [14, c. 47] (Yunusov, Abubakarov, 2018, р. 47).

Шведский философ Н. Бостром при анализе данного термина раскладывает его на четыре составных элемента [3] (Bostrom, 2016):

1) сам интеллект (или алгоритм);

2) интеллект человеческого уровня, решающий задачи, доступные человеку (владеет умом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);

3) искусственный интеллект, сформированный не в природной биологической среде;

4) искусственный суперинтеллект, превышающий в разы способности искусственного интеллекта человеческого уровня.

Отметим, что действие искусственного интеллекта основано на машинном обучении, алгоритмизации производственных процессов, алгоритмах глубокого обучения и нейронных сетях. Сам искусственный интеллект, в отличие от компьютерного анализа данных, способен не только обрабатывать, но также получать, передавать и даже создавать информацию.

Подобная особенность работы данной технологии цифровой экономики позволяет максимально автоматизировать процесс производства, увеличивая эффективность производства, исключая тяжелый физический и рутинный труд и облегчая процесс сбора, анализа и переработки аккумулируемых в фирме данных и информации.

Среди основных экономических отраслей, в которых задействуются технологии искусственного интеллекта, выделяются:

- здравоохранение (компании Tempus, Zebra Medical Vision, Freenome);

- финансовая отрасль (компания AlphaSense помогает инвестиционным фирмам, банкам и компаниям списка Fortune 500);

- транспорт, связь, обслуживание населения, информационно-вычислительное обслуживание: компания Zoox – разработка городской среды и умного города; компания Neurala занимается изобретением «мозга Neurala», нацеленного на повышение интеллекта предметов наблюдения, таких как камеры, телефоны, дроны и т.д. Данную технологию используют такие корпорации, как NASA, Huawei, Motorola and the Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA);

- промышленность: H2O.ai – промышленная аналитика; Zymergen использует машинное обучение, автоматизацию и геномику с целью акселерации улучшений в науке. Затрагивая агрикультуру, фармацевтику и химическую промышленность, компания увеличивает способы выращивания микробов с помощью программного обеспечения и позволяет накапливать физические и цифровые каталоги данных ДНК и др.

Многие программы искусственных интеллектов занимаются разработкой проектов межотраслевого масштаба: Datarobot используется в здравоохранении, финансовых технологиях, страховании, в производстве и даже в аналитике спорта; CognitiveScale занимается построением искусственного интеллекта для рынка медицинских, страховых, финансовых и цифровых коммерческих услуг. Он активно применятся в таких корпорациях, как P&G, Exxon, JP Morgan & Chase, Macy’s и NBC и т.д.

Таким образом, сам искусственный интеллект, на наш взгляд, является не только новым экономическим институтом, но и новой внешней средой, новым центром функционирования экономики. Последнее объясняется тем, что сама технология искусственного интеллекта способна не только анализировать определенные нормы и правила, но и быть общим комплексом, направленным на поиск идеального сочетания ресурсов с целью удовлетворения потребностей всего общества. Данная технология, как было рассмотрено выше, развивается почти во всех областях, а это означает, что она тем самым создает собственную среду и кластер искусственных интеллектов, которые в потенциальном будущем должны быть связаны новым суперинтеллектом.

Сопоставление искусственного интеллекта как института и как среды позволяет включить его на качественно новый уровень в теории институциональных изменений. Это связано с тем, что, например, с позиции традиционного институционального подхода (являющегося наиболее абстрактным по сравнению с современным), именно несоответствие между технологической средой и самими институтами – причина всех институциональных изменений.

В таком случае, если искусственный интеллект способен стереть рамки между самим институтом (набором правил) и между его средой, а точнее, сформировать свою среду и даже стать контролирующим звеном, то он способен также преодолеть саму указанную выше причину институциональных изменений.

Теоретическая возможность подобного размывания границ между институтами и средой их функционирования лежит, на наш взгляд, в самой концепции технологии «искусственный интеллект». Так, имея доступ к самоанализу и самостоятельному перепрограммированию, пересмотру собственных алгоритмов и самообучению, данная технология наиболее быстро, эффективно и экономично способна перестроить и преобразовать определенные отраслевые сдвиги. В связи с этим она может привести к системе мгновенных институциональных изменений, не требующих кардинальных преобразований всей экономической системы.

Однако даже подобные незначительные преобразования, на наш взгляд, могут на определенном этапе потерять свою актуальность. Это связано с тем, что через искусственный интеллект возможно снижение трансакционных издержек, что как раз и является целью всех экономических институтов. Отсутствие или незначительность трансакционных издержек, в свою очередь, повышает эффективность института, а последнее предельно минимизирует необходимость любых институциональных изменений.

Согласно классификации Норта-Эггертссона, в состав самих трансакционных издержек включены следующие (рис. 1) [15, с. 11] (Parashchenko, 2011, р. 11):

Рисунок 1. Классификация трансакционных издержек Норта-Эггертссона

Источник: [15, с. 11] (Parashchenko, 2011, р. 11).

Среди причин возникновения данных издержек выделяются: неопределенность, асимметрия информации и оппортунистическое поведение.

Очевидно, что в условиях функционирования искусственного интеллекта возможно улучшение институциональной среды через минимизацию указанных причин и видов издержек. Подобное предположение очередной раз доказывает положение о том, что сам искусственный интеллект и есть новый экономический институт.

Однако представляется необходимым отметить, что с целью поддержания баланса и сохранения целостности институциональной среды преобразование и реорганизация уже действующих институциональных объединений требуют сбалансированного замещения новыми видами технологий-институтов [16] (Veblen, 1984). Так, при высокой интенсивности внедрения искусственных интеллектов, например в отраслях промышленности и в здравоохранении, имеется риск расшатывания института труда: быстрое и резкое замещение технологий приводит как к созданию новых профессиональных направлений и классификаций, так и к вымиранию ранее действующих профессий. В результате резкое и быстрое внедрение технологических новинок может привести к обратному процессу на первых этапах их использования: возможен рост трансакционных издержек, а соответственно, и снижение роли искусственного интеллекта как нового экономического института на начальных этапах его внедрения.

Кроме того, на этапе развития цифровой экономики необходимо учитывать степень технологической и институциональной готовности региона к преобразованиям. Так, основой является не только создание квалифицированных рабочих кадров и непосредственное производство оборудования, но и определение новых связей и порядка регулирования именно между новыми институтами. Определившись с компанией, предлагающей свой продукт искусственного интеллекта, видом и способом работы технологий, отраслевые структуры встречаются с проблемой взаимного сотрудничества и кооперации как с субъектами внутри своей отрасли по вертикальной и горизонтальной интеграции, так и с целой системой цифровой экономики.

Не включаясь непосредственно в общую структуру функционирования цифровой экономики, фирма имеет риск выхода из системы, связанный с ее неспособностью к межотраслевому сотрудничеству. Ярчайшим примером, иллюстрирующим данную ситуацию, является технология микроуровня цифровой экономики – «Умный дом»: так, при отсутствии необходимых предметов для его полного функционирования система искусственного интеллекта (например, Alexa Echo от Amazon или Алиса от компании «Яндекс») не имеет возможности полного регулирования умным домом и является достаточно ограниченной в применении.

Заключение

Таким образом, необходимым условием внедрения нового искусственного интеллекта является первоначальное установление вектора его развития в той или иной отрасли экономики.

Итак, анализ роли и особенностей функционирования искусственного интеллекта в условиях современных институциональных изменений выстраивается на основе следующий основных теоретических компонентов:

1) определение потребностей той или иной отраслевой структуры, исследование соотношений между действующими технологиями различных компаний внутри отрасли;

2) рассмотрение влияния внедрения технологии на снижение тех или иных трансакционных издержек как непосредственно после этапа внедрения, так и в процессе полного функционирования технологии;

3) установление вектора развития той или иной технологии искусственного интеллекта, определение и анализ возникновения вероятных рисков;

4) анализ степени замещения искусственным интеллектом самой экономической среды, а именно определение степени связанности его систем друг с другом и их взаимозависимости.

Можно заключить, что в настоящее время актуальной становится не только разработка и хаотичное стремление к изобретению новаций с целью побуждения интереса общества, но и определение проблемных аспектов экономики, в решении которых использование искусственного интеллекта способно значительно улучшить положение задействованных экономических субъектов.


References:

Bessmertnyy I.A. (2010). Iskusstvennyy intellekt [Artificial intelligence] SPb.: SPbGU ITMO. (in Russian).

Bostrom N. (2016). Iskusstvennyy intellekt. Etapy. Ugrozy. Strategii [Artificial intelligence. Stages. Threats. Strategies] Saint Petersburg: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Devyatkov V.V. (2001). Sistemy iskusstvennogo intellekta [Artificial intelligence systems] M.: Izd-vo MGTU im. N. E. Baumana. (in Russian).

Ivanov V.M. (2015). Intellektualnye sistemy [Intelligent systems] Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. (in Russian).

Kolesnikova G.I. (2018). Iskusstvennyy intellekt: problemy i perspektivy [Artificial intelligence: problems and prospects]. Videonauka. (2(10)). 5. (in Russian).

Kolpakova O.N. (2008). Razvitie intellektualnogo kapitala v innovatsionnyh sistemakh [The development of intellectual capital in the innovation system] M.: Paleotip. (in Russian).

Lorer Zh.-L. (1991). Sistemy iskusstvennogo intellekta [Artificial intelligence system] M.: Mir. (in Russian).

McCarthy John What is artificial intelligence?Computer Science Department of Stanford University, Stanford CA. Retrieved December 24, 2019, from http://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai.pdf

Paraschenko A.N. (2011). Klassifikatsiya transaktsionnyh izderzhek v upravlencheskom uchete [Classification of transaction costs in management accounting]. Uchet i statistika. (1(21)). 11-15. (in Russian).

Pavlov S.N. (2011). Sistemy iskusstvennogo intellekta [Artificial intelligence system] Tomsk: El Kontent. (in Russian).

Petrunin Yu.Yu., Ryazanov M.A., Savelev A.V. (2010). Filosofiya iskusstvennogo intellekta v kontseptsiyakh neyronauk [The philosophy of artificial intelligence in neuroscience concepts] M.: MAKS Press. (in Russian).

Vorobeva I.V., Salakhutdinov V.D. (2020). Problemy pravovogo regulirovaniya iskusstvennogo intellekta [Problems of the artificial intelligence legal regulation] Malyshev readings 2020. Science and education: the future and sustainable development goals. 62-72. (in Russian).

Yunusov A.R., Abubakarov Sh.M. (2018). Iskusstvennyy intellekt [Artificial intelligence] Science and youth. 47-49. (in Russian).

Страница обновлена: 26.05.2025 в 03:01:50