Ключевые проблемы создания в России рынка интеллектуальной собственности и пути их решения
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Куклев П.А. Ключевые проблемы создания в России рынка интеллектуальной собственности и пути их решения // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 32-37.
Аннотация:
Проблема перехода экономики России на инновационный путь развития напрямую связана с отсутствием в нашей стране рынка интеллектуальной собственности. Ключевыми вопросами его создания в России являются, во-первых, неразвитость инновационной инфраструктуры, то есть отсутствие инструментов кооперационной связи между всеми участниками инновационной деятельности, а во-вторых, нехватка в нашей стране специалистов по управлению инновациями – менеджеров по инновациям. В статье предлагается комплексное решение указанных проблем.
Ключевые слова: инновация, инновационный продукт, рынок инновационных продуктов, биржа инновационных продуктов, сетевой союз
Переход на инновационный путь развития – одна из ключевых задач современной России. Одной из приоритетных проблем является развитие новой экономики, основанной на знаниях. Формирование новой экономики может происходить за счет кардинального изменения экономической структуры в пользу высокотехнологичных отраслей, развития человеческого капитала, сферы образования, повышения квалификации кадров [2, с. 70].
Новый субъект инновационной инфраструктуры – биржа инновационных продуктов
В этой связи особо остро встает вопрос эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (инновационных продуктов), так как именно этот процесс обеспечивает внедрение в экономику России высокотехнологичных продуктов, способных изменить ее структуру. Под коммерциализацией мы понимаем процесс, включающий создание изобретения, определение возможностей и концепции, защиты интеллектуальной собственности, разработку и тестирование продукции, анализ осуществимости и создание предприятия [1, с. 37].
Е.А. Федоров отмечает необходимость организации в нашей стране рынка интеллектуальной собственности, который является необходимым условием для модернизации России [8, с. 43–44]. Организация рынка интеллектуальной собственности является функций инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура с позиции субъектного подхода представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам [7, с. 225].
А.В. Сурин и О.П. Молчанова говорят о неразвитости инновационной инфраструктуры в нашей стране, ключевой проблемой выделяя ее неспособность развивать кооперационные связи между субъектами инновационной системы, их информационную и организационную изолированность [6, с. 105]. В этой связи нами предлагает создать новый субъект инновационной инфраструктуры – биржу инновационных продуктов.
Миссией биржи инновационных продуктов является продвижение полезных и выгодных инновационных продуктов на рынки регионального, национального и международного уровня.
Цель деятельности биржи инновационных продуктов заключается в активизации процессов коммерциализации инновационных продуктов в регионе.
Нехватка менеджеров по инновациям
Основной задачей деятельности биржи инновационных продуктов является осуществление непрерывного взаимовыгодного и юридически защищенного процесса коммерциализации инновационных продуктов на региональном, национальном и международном уровнях. В случае организации подобной биржи общий уровень развития инновационной инфраструктуры в нашей стране повысится, а рынок интеллектуальной собственности приобретет более четкие очертания.
Неразвитость инновационной инфраструктуры – это только одна сторона проблемы отсутствия рынка интеллектуальной собственности.
С другой стороны, в России на сегодняшний день наблюдается недостаточное количество менеджеров по инновациям, то есть специалистов, способных организовать процесс купли-продажи инновационных продуктов, инициировать внедрение новшества в производственные процессы предприятия и в конечном итоге наладить выпуск рентабельной инновационной продукции. Нехватка данных менеджеров по инновациям наблюдается как на предприятиях, так и в государственных учреждениях, а также практически во всех субъектах инновационной инфраструктуры [4, с. 38–39].
В результате активность предприятий в области инновационного развития остается на крайне низком уровне, вследствие нехватки профессиональных знаний в области менеджмента инноваций, а также необходимых навыков в сфере внедрения инновационных продуктов. Государственные учреждения, которым в соответствии с законодательством предписано заниматься реализацией инновационной политики, также не имеют достаточного количества специалистов, обладающих знаниями и навыками менеджеров по инновациям, поэтому инновационная активность в стране находится на низком уровне. Субъекты инновационной инфраструктуры, такие как венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие, ощущая нехватку специалистов с навыками менеджеров по инновациям, чаще всего используют имеющиеся в их распоряжении человеческие ресурсы, которые не соответствуют квалификационным требованиям в силу их неопытности в вопросах менеджмента инновационных продуктов.
Подготовка менеджеров по инновациям в настоящее время осуществляется в высших учебных заведениях на основании государственных образовательных стандартов 222000 «Инноватика» и 222300 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» (утверждены приказами Министерства образования и науки России № 629 от 18.11.2009 и № 1873 от 15.12.2010). Государством предполагается, что специалисты, получившие образование в соответствии с указанными стандартами, составят авангард менеджеров по инновациям в современной и будущей России.
Сетевой союз
В результате, количество подготовленных профессиональных менеджеров на сегодняшний день не достаточно для удовлетворения потребностей современной экономики и перевода ее на инновационный путь развития [3, с. 142], путем коммерческого использования инновационных продуктов, внедрения в производство новшеств, создания новых товаров и услуг. На наш взгляд, не только недостаточное количество менеджеров по инновациям является проблемой развития процессов коммерциализации инновационных продуктов.
Ключевой проблемой подготовки менеджеров по инновациям, по-нашему мнению, является отсутствие у специалистов, подготовленных в высших учебных заведениях, практического опыта коммерциализации инновационных продуктов, вследствие того, что высшее учебное заведение дает теоретическую базу для менеджмента инновационных продуктов без получения студентами навыка реального управления инновационными продуктами.
Вследствие того, что в функции биржи инновационных продуктов не входит обучение, то подготовка менеджеров по инновациям может осуществляться в специализированном центре, который находится с биржей инновационных продуктов в отношениях сетевого союза.
Сетевой союз – это группа независимых организаций, связанных между собой общими целями. В пределах сетевого союза организации могут образовывать как формальные союзы, так и совместные предприятия, где сотрудничество между организациями очень тесное [5, с. 67]. Так как цели деятельности биржи инновационных продуктов и центра подготовки менеджеров по инновациям – активизация процессов коммерциализации инновационных продуктов – совпадают, то обе организации могут быть объединены в сетевой союз для тесного совместного сотрудничества.
Преимуществом создания специализированного центра подготовки перед имеющимися в настоящее время механизмами подготовки менеджеров по инновациям является то, что в его рамках могут быть разработаны специализированные программы, направленные на практическую подготовку менеджеров по инновациям. По своей сути центр подготовки менеджеров по инновациям является местом накопления, систематизации и передачи опыта биржи инновационных продуктов, а его сотрудники – носителями этих знаний. Отношения сетевого союза позволяют сотрудникам биржи инновационных продуктов одновременно выступать в роли преподавателей центра подготовки менеджеров по инновациям, что обеспечит максимально полную и быструю передачу теоретических знаний и практических навыков будущим менеджерам по инновациям.
Целью деятельности центра подготовки менеджеров по инновациям является активизация процессов коммерциализации инновационных продуктов.
Задачей деятельности центра подготовки менеджеров по инновациям является обучение специалистов, способных максимально эффективно осуществлять процесс коммерциализации инновационных продуктов, а также управлять инновационным проектом на всех стадиях, от формирования инновационного продукта до его внедрения, то есть начала производства и реализации нового товара или услуги.
Заключение
Таким образом, отношения сетевого союза, которые возникают между биржей инновационных продуктов и центром подготовки менеджеров по инновациям, позволят интенсифицировать процессы коммерциализации инновационных продуктов, повысить уровень развития рынка интеллектуальной собственности и ускорить реализацию в России инновационной стратегии развития экономики.
Источники:
2. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации. – М.: Дашков и Кº, 2007. – 382 с.
3. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Новая инновационная политика в контексте модернизации экономики // Журнал новой экономической ассоциации. – 2010. – № 7. – С.141–143.
4. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Яшин В.Г. Потребности в инновационных менеджерах // Инновации. – 2008. – № 3. – С. 8–49.
5. Инновационный менеджмент / К.В. Балдин и др.. Под ред. А.В. Барышевой. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 379 с.
6. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.
7. Теория инновационной экономики / Под ред. О.С. Белокрыловой. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 376 с.
8. Федоров Е.А. Рынок интеллектуальной собственности как необходимое условие для модернизации России // Инновации. – 2010. – № 5. – С. 43–44.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:34