Теоретический анализ особенностей антикризисного бизнес-регулирования жилищного строительства
Солдатова Л.А.1, Попова Ю.В.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
Цитировать:
Солдатова Л.А., Попова Ю.В. Теоретический анализ особенностей антикризисного бизнес-регулирования жилищного строительства // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 241-252. – doi: 10.18334/zhs.2.4.1738.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32329136
Аннотация:
В статье представлены общие закономерности антикризисного менеджмента, а также специфические особенности, связанные с осуществлением антикризисных процедур сферы жилищного строительства. Выявлено, что на любой фазе экономического цикла процесс управления должен содержать элементы антикризисного управления и его роль в системе управления существенно меняются в зависимости от стадии развития тех или иных экономических субъектов. Определены основные направления антикризисного бизнес-регулирования сферы жилищного строительства.
Ключевые слова: антикризисный менеджмент, жилищное строительство, рынок недвижимости, экономические субъекты, антикризисные процедуры
JEL-классификация: H12, L74, R31
Введение. Особую актуальность в условиях кризисных ситуаций приобретает обсуждение проблем антикризисного регулирования различных сфер экономики, в том числе жилищного строительства. В зависимости от фазы экономического цикла все субъекты рыночной экономики, включая те, что действуют на макро-, мезо- и микроуровнях, применяют различные стратегии, инструменты и системы методов управления в целях обеспечения устойчивости своего функционирования с учетом разных организационно-правовых форм, видов и масштабов деятельности различных организаций, муниципальных и региональных образований и национальной экономики в целом [14].
Теоретическим и прикладным аспектам исследования финансовых проблем сферы жилищного строительства посвящены научные труды С. В. Барулина, Т. В. Грицюка, И.Ф. Гареева, В. С. Кусмарцевой, Л. В. Митиной и др. [6,7,8,9]. В любых экономических условиях, на любой фазе экономического цикла процесс управления должен содержать элементы антикризисного управления. Содержание антикризисного управления, его роль в системе управления существенно меняются в зависимости от стадии развития тех или иных экономических субъектов. Так, возникая в рамках традиционного управления в виде антиципативного управления, оно существенно видоизменяется по мере увеличения финансовых и экономических задач, их усложнения, возникновения кризисных явлений.
Особенности антикризисного бизнес-регулирования. Необходимость применения антикризисных технологий различными субъектами в стабильных условиях рыночной экономики обусловлена наличием жесткой конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке [12]. Наряду с общими закономерностями антикризисному бизнес-регулированию присущи и специфические особенности, связанные с осуществлением антикризисных процедур.
Выделим некоторые из этих особенностей:
- целеполагание: для предприятия, находящегося в кризисной ситуации, максимум прибыли (рентабельности) перестает быть целевой функцией. Целью может стать сохранение предприятия, персонала, минимизация убытков;
- использование производственного аппарата в условиях спада производства, как правило, имеющего место при кризисе, первостепенный приоритет отводится его ускоренной загрузке как первому условию снижения удельных условно-постоянных расходов. Если это невозможно (например, нет спроса на продукцию предприятия), то следует пойти по пути его “сжатия” (законсервировать часть производственной мощности, передать в аренду часть основных фондов и т.д.)
Приоритеты в развитии меняются в пользу текущих результатов, даже если это сопряжено с потерями в достижении стратегических целей, но позволяет предприятию продержаться (стратегия “выживания”) до изменения экономической, правовой конъюнктуры.
Применение антикризисных мер и антикризисное бизнес-регулирование жилищного строительства. Крайне важным становится повышение оперативности принятия и реализации управленческих решений, даже если это связано со снижением их эффективности (сокращение длительности производственного цикла, уменьшение оперативно-календарных нормативов, сокращение числа неэффективных бизнес-процессов и т.д.). Изменение системы стимулирования деятельности персонала. Любой ценой необходимо сохранить ту часть персонала, которая оказывает определяющее влияние на качество продукции, конкурентоспособность производства (даже путем сокращения менее значимой части персонала, увеличения убытков предприятия и т.д.) [9]. Сегодня существенно изменились требования к антикризисному управлению, которое осуществляется в больших масштабах. Антикризисные меры разрабатываются и применяются на межстрановом, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления, а также для конкретных хозяйствующих субъектов. Новые требования времени, особенности экономического развития предполагают трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование.
Под антикризисным бизнес-регулированием сферы жилищного строительства целесообразно понимать совокупность систем антикризисного управления на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, каждая из которых имеет свои задачи, определенные функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях финансовой нестабильности.
В стабильных условиях функционирования основной целью антикризисного бизнес – регулирования сферы жилищного строительства на уровне государства является реализация системы мер для предотвращения кризисных явлений, стабильного уровня цен и решения других важнейших задач ради обеспечения материального благосостояния всего общества [10].
Прежде всего, государство должно обеспечить создание правовой основы функционирования экономической системы, благоприятных условий для развития жилищного строительства. Важнейшей задачей антикризисного бизнес - регулирования на макроуровне является обеспечение условий непрерывности развития бизнеса:
- своевременное выявление потенциальных угроз для функциональных направлений бизнеса, нарушение которых приведет к его остановке или разрушению;
- изыскание финансовых, материальных и технических ресурсов для реализации функциональных направлений бизнеса;
- создание системы замещения и резервирования кадров;
- обеспечение постоянной готовности материально-технической базы и персонала организации к выполнению комплекса мер для сохранения бизнес - единицы.
К числу инструментов регулирования экономических бизнес-процессов на уровне региона относятся сформированная нормативная законодательная база, учитывающая необходимость выполнения функций, делегированных с федерального уровня, в том числе:
- формирование тарифной политики в рамках делегированных государством полномочий;
- предоставление населению важных социальных услуг и др.;
- использование региональной и муниципальной собственности как материальной основы рассматриваемых процессов, инструментов реализации антикризисных мероприятий [8].
Анализ основных инструментов, методов воздействия, используемых в процессах антикризисного бизнес-регулирования сферы жилищного строительства свидетельствует об их значительной схожести с учетом полномочий, делегированных на рассматриваемый уровень управления, выделения институциональных инструментов, а также на формы экономического поведения субъектов рынка жилой недвижимости.
Эффективность антикризисного бизнес-регулирования на мезоуровне может быть достигнута при условии, что парадигма, стратегия, инструменты, методы и цели данного процесса соответствуют потребностям развития региональной системы как субъекта экономических отношений. Следует отметить то, что грамотно подобранные инструменты антикризисного бизнес-регулирования сферы жилищного строительства на рассматриваемом уровне активизируют бизнес-процессы, повышают инвестиционную привлекательность региона, способствуют реализации концепций его развития. Антикризисное управление экономической системой региона призвано обеспечить согласование интересов основных субъектов, формирование оптимальной комбинации имеющихся ресурсов и их эффективное использование, а также извлечение синергетического эффекта в процессе ее взаимодействия с другими системами социально-экономических отношений, действующими на макро- и микроуровнях [15].
Главной целью антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне, то есть в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (вне зависимости от видов деятельности, организационно-правовой формы и других параметров), является устойчивое, непрерывное развитие бизнеса, когда добросовестные собственники могли бы заблаговременно и эффективно осуществлять антикризисные меры, восстанавливать утраченную платежеспособность и обеспечить своему предприятию «возвращение» в число эффективно функционирующих организаций. Само общество также заинтересовано в том, чтобы фирмы и компании работали рентабельно, чтобы их имущество использовалось эффективно, чтобы бизнес сохранялся [10]. Следовательно, в проведении эффективного бизнес-регулирования в целях обеспечения стабильного функционирования бизнес-единиц, предупреждения кризиса и преодоления его последствий на микроуровне основными заинтересованными лицами являются государство как субъект отношений, защищающий интересы всего общества, и собственники (учредители, участники хозяйствующих обществ, собственники их имущества), работники, а в ряде случаев (градообразующие организации монопрофильных городов) – все муниципальное сообщество. Для достижения указанных целей фирмы и компании также используют соответствующие инструменты антикризисного управления, методы воздействия, выполняют определенные функции.
Функции и инструменты антикризисного бизнес-регулирования в современных условиях. К основным функциям антикризисного управления со стороны субъектов экономических отношений на рассматриваемом уровне относятся обеспечение непрерывного процесса производства и реализации продукции, формирование высокопрофессионального персонала, а также комплекта распределительно-регламентирующей документации, регулирующей основные производственные, финансово-бухгалтерские процессы, договорные отношения как внутри фирмы, так и с внешними агентами, партнерами по бизнесу, например формирование учетной политики организации, ее коллективного договора, предусматривающего систему льгот, дополнительных по отношению к тем, что предусмотрены трудовым законодательством, и др. [9].
В современных экономических условиях инструментом антикризисного бизнес - регулирования, составляющим материальную основу фирмы, считается собственность, факт наличия которой у фирмы обеспечивает ей конкурентные преимущества по сравнению с компанией, берущей собственность в аренду. Кроме того, фирма может использовать собственность для достижения целей и восполнения недостающих финансовых ресурсов, в том числе в качестве залога, обеспечения принимаемых обязательств и т. д. Основным методом антикризисного бизнес - регулирования этого уровня является действующая на предприятии система запретов, разрешения и принуждения, регламентируемая распоряжениями, положениями, подготовленными в строгом соответствии с действующей нормативно-законодательной базой федерального и регионального уровня. Важнейшими задачами антикризисного бизнес - регулирования на микроуровне являются обеспечение стабильного функционирования бизнес - единицы и выполнение комплекса соответствующих мер, направленных на предупреждение и прогнозирование кризисов, реализацию мероприятий превентивного характера, применение особых антикризисных технологий при проведении профилактических мероприятий, своевременное предупреждение и распознавание кризисных явлений. Главной задачей антикризисного бизнес - регулирования на микроуровне является реализация комплекса мер в целях предупреждения банкротства организаций. Принципиально иные задачи стоят перед субъектами экономики с недостаточной финансовой устойчивостью, низкой рентабельностью, высокой степенью зависимости от внешнего финансирования. В этом случае необходим набор мер антикризисного управления, предполагающих стабилизацию финансового состояния, предотвращение развития и углубления кризисных явлений, обеспечение работоспособности фирмы. Указанные задачи коренным образом отличаются от задач, решаемых в рамках арбитражного управления предприятием-должником [13,18,19,20].
Под арбитражным управлением в рамках антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне понимается управление несостоятельным предприятием под руководством назначаемого арбитражным судом субъекта Федерации (по месту нахождения должника) арбитражного управляющего (временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих).
Выводы. Следует отметить то, что в процессе своего функционирования субъекты рыночной экономики различных уровней выполняют различные задачи и функции. В целях обеспечения стабильного функционирования и предупреждения кризиса субъекты рыночной экономики применяют систему соответствующих инструментов и методов, которые имеют существенные различия в зависимости от указанного уровня, внутренних и внешних факторов, то есть разрабатывают соответствующие антикризисные программы. В случае возникновения кризисных явлений, их усугубления, несвоевременности разработки, недостаточной обоснованности и неэффективности реализации антикризисных мер субъекты экономики макро-, мезо- и микроуровня применяют комплекс инструментов и методов, технологий управления, что предопределяет соответствующую трансформацию антикризисного управления антикризисное бизнес-регулирование.
Таким образом, антикризисное бизнес-регулирование сферы жилищного строительства целесообразно осуществлять посредством разработки программ антикризисного бизнес-регулирования, проведения постоянной мониторинговой работы за реализацией программных мероприятий в сфере жилищного строительства, развития и совершенствования правового сопровождения жилищных программно-целевых ресурсов на федеральном и региональном уровнях.
Источники:
Аракелян, Н. (2013). Антикризисные меры в условиях циклического развития. Проблемы теории и практики управления, 5, 35–42.
Гареев, И.Ф. (2010). Особенности и стоимость привлечения средств на рынке жилищного строительства. Управление инвестициями и инновациями, 4, 30–35.
Гареев, И.Ф. (2012). Проблемы реализации социально-экономического потенциала ЖСК в регионе. Российское предпринимательство, 23, 158–163.
Гареев, И.Ф., Матвеева, Е.С. (2015). Эволюция становления рынка арендного жилья в мировой практике и возможные пути его становления в Российской Федерации. Российское предпринимательство, 16(2), 321–334.
Кашкин, А. (2008). Финансовый кризис 2008 года и государственная финансовая политика. Чем она может помочь экономике, а чем навредить?. Общество и экономика, 12, 1–16.
Макареня, Т.А., Хазагаева, И.Ц. (2013). Государство и бизнес: институциональная среда взаимодействия центров ответственности на региональном уровне. Региональная экономика: теория и практика, 13, 37–44.
Мещерякова, А.А. (2010). Эволюция законодательства о критериях малого и среднего предпринимательства в России и Китае. Международное публичное и частное право, 5, 22–25.
Радыгин, А. (2009). Российский рынок слияний и поглощений: этапы, особенности, перспективы. Вопросы экономики, 10, 23–45.
Ризоев, С.Б., Шарифов, Т.А. (2013). Государственное регулирование антикризисных процессов в реальном секторе экономики. Аудит и финансовый анализ, 2, 401–403.
Ряховская, А.Н., и др. (2015). Антикризисное бизнес-регулирование. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М.
Солдатова, Л.A. (2012). Правовые аспекты развития института социального жилья в РФ.
В книге Инновационно-ориентирующие процессы в инфраструктуре современного общества (С. 176–179). Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры.
Файзуллин, И.Э., Гареев, И.Ф., Сарваров, Р.И., и др. (2009). Инвестирование жилищного строительства в рамках государственных жилищных программ. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 24, 80–82.
Kelly Jr., J.E. (1961). Critical Planning and Scheduling: Mathematical Basis. Operations Research, 9(3), 296–320. doi: 10.1287/opre.9.3.296
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993;
с изм. и доп.).
Нестерова, А.Д. (1997). Государственное регулирование экономики. Калининград: Калининградский государственный университет.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(ред. от 07.02.2011).
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
(ред. от 27.07.2010).
Balcerowicz, E., Hashi, I., Lowitzsch, J., et al. (2007). The Development of Insolvency Procedures in Transition Economies: A Comparative Analysis. In The Insolvency Law of Central and Eastern Europe. Twelve Country Screenings of the New Member and Candidate Countries of the European Union: A Comparative Analysis (P. 27–84). Berlin: INSOL EUROPE.
Scheinderg, M.V. (1993). Projects and Project Management in Today's Russia. PM Network magazine, 7(4), 112–125.
Страница обновлена: 30.10.2024 в 02:38:13