Основные тенденции глобализации сферы образования
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (73), Январь 2013
Цитировать:
Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 1. – С. 84-88.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809614
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Глобализация экономики выражается в интернациональном размещении производства и рынков сбыта товаров и услуг, в глобальном потоке международных инвестиций и торговли, что требует всеобщего знания и его масштабного применения. Естественно, что затронуто и образование. В современных условиях важно найти определенный баланс: с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой – сохранить достоинства собственной системы, без которых невозможно существование национальной культуры.
Ключевые слова: рынок труда, образование, интеграция, глобализация, информатизация, стандартизация, Болонский процесс, ВТО, образовательное пространство
Научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации, которая коснулась большинства самых важных направлений деятельности человека. Такие понятия, как «глобализация образования», «глобализация экономики», «политическая глобализация» являются часто употребляемыми в настоящее время. Глобализацию, рассматриваемую как процесс всемирной, экономической, политической и культурной интеграции, можно назвать процессом международного масштаба, который оказывает влияние на все аспекты современной жизни общества.
Глобализация экономики выражается в интернациональном размещении производства и рынков сбыта товаров и услуг, в глобальном потоке международных инвестиций и торговли, что требует всеобщего знания и его масштабного применения.
Естественно, что затронуто и образование. Такие международные организации, как Международный союз транснационального образования, ЮНЕСКО, Международная ассоциация образовательных оценок, Международная ассоциация университетов, Ассо циация европейских университетов, Международная сеть органов обеспечения качества в высшем образовании и т.д., принимают реальное участие в выработке и формулировании национальной политики в области образования государств-участников.
Знания обусловливают рост
Знания и исследования стали играть значимую роль для национальных экономик в условиях глобализации.
Экономика знаний объективно превращает образование в решающий фактор развития. Правительства многих стран считают использование потенциала науки и технологий необходимым условием для укрепления национальной конкурентоспособности. Под влиянием процесса глобализации на производстве усиливается интенсивность приобретения и применения знаний, которые становятся решающим фактором в конкуренции между национальными экономиками и служат основным источником роста экономики в развитых странах.
Четкого и единого признанного определения понятия «глобализации образования» не существует, поскольку таковое появилось сравнительно недавно. Однако в данном случае речь идет о процессе формирования всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами. Сфера образования является активным участником процесса стандартизации, всеобщей интеграции и сближения между разными странами мира. При многоязычности и мобильности населения мира в условиях информатизации происходит естественный процесс сближения национальных образовательных систем.
Рейтинг сквозь призму конкуренции
Основными проявлениями глобализации сферы образования являются:
• возникновение глобального рынка образования;
• появление образовательных транснациональных корпораций;
• информатизация образования;
• конвергенция, предполагающая слияние и взаимопроникновение образовательных и общественных систем;
• интеграция;
• стандартизация как образовательных систем, так и культурных ценностей [1].
Данные тенденции являются предпосылками создания Болонского процесса, который предполагает гармонизацию исторически сложившихся неоднородных систем путем создания единых европейских стандартов для облегчения взаимодействия, мобильности в сфере высшего образования.
Россия вступила в Болонский процесс для увеличения привлекательности российского образования за рубежом, привлечения иностранных граждан для обучения в российских вузах, укрепления позиций страны на мировом рынке образовательных услуг. С этой точки зрения Болонский процесс следует рассматривать как процесс глобализации образования.
Уровень развития образования используется в качестве одного из факторных показателей в рейтинговых оценках уровня конкурентоспособности различных экономических систем.
Образование выступает фактором устойчивого развития национальной экономики и роста ее конкурентоспособности, является основой модернизации, инноваций, индустриализации.
От уровня развития системы образования зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, производства, промышленности и состояния экономического развития страны в целом.
Глобализация образования выносит процессы конкуренции в данной сфере на международный уровень, то есть в конкурентной борьбе за лучших преподавателей, студентов, аспирантов участвуют образовательные учреждения из разных стран. Повышается роль образовательных учреждений в борьбе за лидерство в мировой системе образования, обеспечении стратегических конкурентных преимуществ на рынке образования.
Вступление России в ВТО окажет существенное влияние на развитие системы образования. Здесь существуют как положительные моменты, так и отрицательные.
Одним из важных положительных моментов для российского образования считается увеличение возможностей для открытия филиалов и представительств за рубежом. Ускорится процесс интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство, повысится мобильность преподавателей и студентов. Кроме того, к положительным последствиям глобализации можно отнести приток финансовых и материальных ресурсов в сферу образования, повышение уровня оплаты труда для преподавателей, привлекаемых в филиалы зарубежных вузов. Необходимо учитывать и обмен современными программами обучения, системами обеспечения качества, улучшение освоения иностранных языков. Однако, несмотря на позитивные моменты глобализации, ее влияние на российское высшее образование резко возрастет, что также может создать множество проблем.
Отрицательное влияние глобализации проявляется в кардинальных изменениях направленности и качества воспитательного процесса. Сложившийся рыночный менталитет пронизывает всю систему образования и вызывает перестройку ценностных ориентаций и мотиваций деятельности преподавателей и студентов. Кроме того, с вхождением России на свободный рынок образования будут открыты филиалы иностранных вузов.
Государственная поддержка будет сведена к минимуму, лучшие преподаватели будут работать в иностранных филиалах, лучшие выпускники вузов будут уезжать на работу за рубеж.
Межвузовский обмен в условиях глобализации может превратиться в обслуживание потребностей западной экономики и науки. Целью государства должно стать предотвращение «утечки мозгов» за рубеж и создание достаточного количества рабочих мест, чтобы удовлетворить запросы своих граждан.
Потребительский путь в тупик
Рыночные методы управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между ними, сокращение финансовой поддержки государства ведут к коммерциализации образования. Рынок как институт начинает определять задачи, конечные цели образования, вытесняя из этой сферы государство. В связи с этим взаимоотношения между учащимися и образовательными учреждениями можно рассматривать как потребительские, где обучающийся является потребителем образовательных услуг.
Активно входят в жизнь такие понятия, как «образовательные предприятия», «образовательный бизнес», «рынок образования» и т.п. Под влиянием процесса коммерциализации образовательные структуры ориентируются на самостоятельную деятельность в качестве хозяйствующих субъектов, выстраивающих свою инвестиционную и финансовую политику [2].
В России, где доходы многих семей не превышают прожиточного минимума и уровень жизни подавляющего большинства населения остается низким, сокращение финансирования системы образования из государственного бюджета, ее приватизация и коммерциализация ведут к сужению возможностей для значительного числа граждан. На примере других стран-членов ВТО, можно заметить, что в связи с приватизацией учебных учреждений и ограниченностью влияния государства на вузы в среднем только 30 % граждан могут обучаться в университетах.
К тому же, говоря о повышении качества образования как о положительном эффекте от процесса глобализации, в большей степени имеется в виду совершенствование условий образования, технологического обеспечения, в меньшей мере – качество содержания образования и качество общего результата.
Таким образом, глобализационных процессов России не избежать, но главной задачей остается сохранение ее самобытности, культуры, национальных традиций, менталитета и т.д. В современных условиях важно найти определенный баланс: с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой – сохранить достоинства собственной системы, без которых невозможно существование национальной культуры. Участие России в Болонском процессе и вступление в ВТО значительно обострит конкуренцию на образовательном поле. Особенно остро встает задача повышения конкурентоспособности российского профессионального образования, подготовки конкурентоспособного специалиста, нацеленного на постоянное самосовершенствование, активную адаптацию на рынке труда.
Развитие глобализационных процессов в сфере образования и объективная необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики и человеческого потенциала требуют модернизации российского образования в направлении соответствия мировым и европейским стандартам. Однако тенденции коммерциализации сферы образования, ослабление роли высшей школы в «экономике знаний», фактическое уменьшение государственной финансовой поддержки образовательных структур, утрата национальной культуры и самобытности являются неизбежными последствиями процесса глобализации. Даже при усилении автономии и финансовой самостоятельности вузов государство и впредь должно оставаться основным источником финансирования высшей школы.
Источники:
2. Дюжиков С.А. Современное государство на рынке образовательных услуг: социально-философский анализ [Текст]. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2010.
Страница обновлена: 08.10.2024 в 08:38:07