Экономика впечатлений и туризм: постковидная перезагрузка в контексте социально-экономической безопасности страны

Лебедева С.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Лебедева С.А. Экономика впечатлений и туризм: постковидная перезагрузка в контексте социально-экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 2. – С. 729-748. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117661.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54166235
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Туризм является экономическим сегментом, развитие которого не только способствует устойчивому экономическому росту, но и обеспечивает социально-экономическую безопасность отдельных дестинаций, регионов и, в конечном итоге, государства. В данной работе туризм рассматривается в контексте концепции «экономика впечатлений», которая начала развиваться в конце прошлого века получила широкий отклик по всему миру. Актуальность темы исследования заключается в обосновании влияния новых трендов, присущих сфере туризма и гостеприимства в рамках парадигмы «экономика впечатлений» на экономический рост, как важного аспекта экономической безопасности Российской Федерации в посткоронакризисный период. Коронавирусная инфекция, а также вызванный ей локдаун внесли множество изменений в развитие парадигмы впечатлений и породили возникновение сферо-преобразующих трендов в туризме. Помимо возникновения новых видов туристской активности, в современных условиях внимание туристских предприятий должно сместиться с производимых ими товаров и услуг на личность потребителя. На первый план выходят персонификация туристского предложения как на уровне взаимоотношений с потребителями, так и на более ранних стадиях создания турпродукта, например, формирования цены на него. Деятельность организаций сферы рекреации и туризма, функционирующих в рамках «эмоциональной» парадигмы, уже сейчас претерпевает значительные модификации, о чем свидетельствуют научные исследования в данной области. Полноценное внедрение постулатов экономики впечатлений в российскую туриндустрию повысит конкурентоспособность отечественных туристских компаний, будет способствовать развитию российского несырьевого сектора, укреплению межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации, позволит снизить диспропорций пространственного развития российских территорий и дифференциацию населения по уровню дохода за счет мультипликативных эффектов от туристской деятельности. В конечном итоге модифицированная сфера рекреации, туризма и гостеприимства может выступить гарантом экономической безопасности Российской Федерации. Результаты работы могут быть полезны ученым, занимающимся вопросами изучения и развития сферы туризма, гостеприимства и экономической безопасности

Ключевые слова: туризм, экономика впечатлений, COVID-19, экономическая безопасность

JEL-классификация: Z31, Z32, L83, F52



Введение. В последнее десятилетие российская туристическая отрасль демонстрировала устойчивое развитие, которое прервалось с началом пандемии и коронавирусного локдауна. Не успев окончательно восстановиться после эпидемиологического шока, российская экономика столкнулась с беспрецедентным использованием дискриминационных мер и угрозы военно-политического характера, которые накладывают ограничения не только на экономический рост страны, но представляют угрозу экономической безопасности.

Актуальность темы исследования заключается в обосновании влияния новых трендов, присущих сфере туризма и гостеприимства в рамках парадигмы «экономика впечатлений» на экономический рост, как важного аспекта экономической безопасности Российской Федерации в посткоронакризисный период.

Разработкой и изучением концепции «экономика впечатлений», в рамках которой функционирует современная сфера туризма, занимались Дж. Пайн и Дж. Гилмор [32; 33] (Pine, Gilmore, 1999; 2011), Д. Нийс [31] (Nijs, 2003), М. Морган, Й. Эльбе, Х. де Эстебан Куриэльи [29; 30] (Morgan, 2006; Morgan, Elbe, de Esteban Curiel, 2009), Я.С. Йоман, У. МакМахон-Битти [27] (Yeoman, McMahon-Beattie, 2019), а также отечественные ученые Н.В. Новичков, А.В. Новичкова, О.В. Малыгина [19] (Novichkov, Novichkova, Malygina, 2018), Н.И. Лыгина, Н.А. Паршиков, О.В. Рудакова [17; 18] (Lygina, Parshikov, Rudakova, 2019; 2020). И.В. Богомазова, Е.В. Аноприева, В.В. Тарасенко [5] (Bogomazova, Anoprieva, Tarasenko, 2019), И.А. Черников [26] (Chernikov, 2020). А.П. Погорлецкий [21] (Pogorleckij, 2021) и др.

Ю.О. Иванова, Н.В. Андреев и К.К. Поздняков разработали модель влияния туристской индустрии на экономический рост в России [10] (Ivanova, Andreev, Pozdnyakov, 2021). Н.Д. Дмитриев, Л.Э. Дубаневич и А.А. Зайцев обосновали влияние туристических потоков на экономическую безопасность [9; 6] (Zaytsev, Dubanevich, Dmitriev, 2020; Dmitriev, Dubanevich, Zaytsev, 2021). Исследованием сферы туризма в контексте экономической безопасности также занимались А.В. Рассказов, Н.А. Штейнле [22] (Rasskazov, Shtejnle, 2018), И.В. Караваева [11] (Karavaeva, 2020) К.К. Левченко [16] (Levchenko, 2022), М.А. Стасев и Д.М. Кумова [24] (Stasev, Kumova, 2022).

Целью работы является демонстрация возможностей сферы рекреации и туризма в контексте обеспечения экономической стабильности и безопасности Российской Федерации на основе современных трендов экономики впечатлений, порожденных пандемией COVID-19.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении возможного влияния от внедрения элементов концепции «экономики впечатлений» в практическую деятельность туристских организаций на экономическую безопасность Российской Федерации. В результате автором обозначены ключевые уровни экономической безопасности индустрии туризма, продемонстрировано влияние пандемии на развитие концепции «экономика впечатлений» и выделены ключевые тренды в рамках современной парадигмы, а также представлены преимущества внедрения новшеств, связанных с персонификаций и индивидуализаций туристских услуг, в разрезе направлений и задач государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности России и ее отдельных субъектов.

Роль туризма в контексте экономической безопасности Российской Федерации. Сфера рекреации, туризма и гостеприимства никогда ранее не была столь перспективной для развития как сегодня. Начиная с 2019 года вопрос развития туриндустрии начал все чаще подниматься на национальном уровне. В феврале 2019 года Президент В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию обозначил значимость этого сегмента для отечественной экономики [3] (President of Russia, 2019). В сентябре того же года была утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. В декабре 2020 года В.В. Путин заявил о создании новой государственной структуры, которая будет «заниматься исключительно внутренним туризмом» [8] (President of Russia, 2020). В конце 2021 года была утверждена государственная программа «Развитие туризма», а также запущен Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2022 году было упразднено Федеральное агентство по туризму, а его функции переданы Министерству экономического развития Российской Федерации [2] (Consultant.ru) с целью изменения подхода к управлению данной сферой экономической деятельности и «перезагрузки» государственных функций в области туризма. Такой интерес к туриндустрии со стороны высшего эшелона власти обоснован значимостью данного рыночного сегмента для национальной экономической безопасности (далее – ЭБ) России. Туристская отрасль является катализатором развития отдельных кластеров, дестинаций, регионов и государства в целом за счет создания социально-экономической инфраструктуры (в том числе объектов туристского показа, спортивной, гостиничной и транспортной инфраструктуры), создания новых рабочих мест, стимулирования потребительского спроса и, как следствие, увеличения дохода бюджетов всех уровней и повышения уровня и качества жизни населения. Таким образом, развитие сферы рекреации и туризма отвечает современным угрозам и вызовам экономической безопасности Российской Федерации, а также способствует реализации целей и задач государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности страны, в т.ч. с точки зрения сбалансированного пространственного и регионального развития, повышения конкурентоспособности и реализации конкурентных преимуществ экспортоориентированных секторов экономики и развития человеческого потенциала [1] (Consultant.ru).

Многие из исследователей сферы туризма затрагивали в своих исследованиях вопросы, связанные с экономической безопасностью. Например, коллектив ученых из Санкт-Петербургского университета Петра Великого рассмотрел роль туризма в контексте экономической безопасности Российской Федерации на основе пяти взаимосвязанных уровней. А заместитель руководителя территориального органа Министерства иностранных дел России К.К. Левченко в своей работе ссылается на подход М.С. Оборина и его коллег к определению видов экономической безопасности сферы туризма (рис. 1).



Уровни экономической безопасности сферы туризма по А.А. Зайцеву и др.
Виды экономической безопасности сферы туризма по М.С. Оборину и др.
Рисунок 1. Различные подходы к пониманию уровней и видов экономической безопасности сферы туризма

Источник: составлено автором на основании [9, с. 35; 16, с. 226] (Zaytsev, Dubanevich, Dmitriev, 2020, p. 35; Levchenko, 2022, p. 226)

Несмотря на различия в формулировках названий уровней (видов) экономической безопасности в различных авторских подходах, можно выделить главные общие черты экономической безопасности сферы туризма. Во-первых, начальной формой экономической безопасности в обоих подходах является безопасность самих туристов, которая заключается в предоставлении гарантии защиты жизненных интересов отдельного индивидуума во время их нахождения на территории туристской дестинации. Второй уровень – это экономическая безопасность туристских предприятий и объектов туристского бизнеса, которая определяется как внутренним потенциалом компании, так и ресурсами туристской дестинации, конъюнктурой рынка и прочими внешними условиями. Третий уровень экономической безопасности сферы туризма в рассматриваемых подходах звучит по-разному. Коллектив ученых под эгидой доктора экономических наук, профессора А.А. Зайцева называет данный уровень «экономическая безопасность индустрии туризма» и рассматривают его в контексте состояния и развития отдельных направлений хозяйственной деятельности (гостиничного бизнеса, транспортной инфраструктуры, объектов общественного питания и пр.) [9, с. 35] (Zaytsev, Dubanevich, Dmitriev, 2020, p. 35). В работе К.К. Левченко третий уровень называется «экономическая безопасность основных бизнес-процессов». Данный аспект рассматривается с точки зрения обеспечения безопасности имущества туристских организаций, информационных, технологических и интеллектуальных и трудовых ресурсов, финансовых средств и инвестиционных вложений [16, с. 226-227] (Levchenko, 2022, p. 226-227) – процессов, характерных для всех предприятий, участвующих в создании туристского продукта. Поэтому можно считать данные подходы к определению третьего уровня экономической безопасности туризма согласующимися и уточняющими друг друга. На четвертом уровне рассматривается экономическая безопасность туристских территорий и объединений, где функционируют организации, предоставляющие туристские услуги, а также наблюдается потенциал для привлечения внутренних и международных туристических потоков [1]. Экономическая безопасность территорий определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики данной территории, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны в целом [22, с. 174] (Rasskazov, Shtejnle, 2018 p. 174).

Далее будет обосновано, почему важно учитывать современные концепции при развитии сферы туризма в России, и какой эффект туризм в рамках «экономики впечатлений» способен оказать на экономическую безопасность страны.

Количественные показатели туриндустрии до и после пандемии. Отвлекаясь от вопроса экономической безопасности, имеет смысл рассмотреть количественные показатели туристской отрасли в до- и постпандемийный периоды. По данным рейтинга конкурентоспособности путешествий и туризма, публикуемого Всемирным экономическим форумом, в 2019 году Российская Федерация занимала 39-е место в мировом сообществе, улучшив свои позиции по сравнению с 2017 годом на 4 процентных пункта [34] (WEF, 2019). Согласно отчету Всемирного совета по туризму и путешествиям, подготовленному для Российской Федерации за 2018 год, общий вклад сектора туризма и путешествий во внутренний валовый продукт страны составлял 4 926,7 млрд рублей (78,6 млрд долл. США), что соответствовало 4,8% ВВП страны. Аналогичный показатель за 2019 год составлял 5,0% ВВП, порядка 6 391,5 млрд рублей (86,8 млрд долларов). В 2018 году в России туризм обеспечил 3 292 500 рабочих мест (4,6%), а в 2019 году этот показатель достиг 5,6% общей занятости в Российской Федерации (4 037,8 тыс. рабочих мест) [35; 36; 37] (WTTC, 2019; 2020; 2022).

Тем не менее, Российская Федерация на протяжении нескольких доковидных лет сталкивалась с такими проблемами, как отрицательное сальдо туристского баланса и отток денежных средств из страны. Абсолютный прирост иностранных туристов в России за период с 2005 по 2019 гг. увеличился всего на два миллиона человек. В допандемийном 2019 году, согласно данным Ростуризма, Российскую Федерацию посетили 24,419 млн человек. При этом число выездных туристов за тот же год составило 45,330 млн человек [25] (Rosstat).

Пандемия COVID-19 и введенные в связи с ней ограничительные меры на перемещения существенно сказались на доли туризма в ВВП России, уменьшив вклад отрасли до 2,9% в 2020 году и 3,7% в 2021 году, и обеспечении занятости (5,3% в общей занятости) [37] (WTTC, 2022). Тем не менее, коронакризис положительно сказался на развитии внутреннего туризма в Российской Федерации. Согласно оценкам ученых, рост внутреннего туристского потока в апреле 2021 года составил 161,54%, в мае – 197,36% по сравнению с аналогичными периодами 2020 года. Выездной турпоток из России в 2020 году уменьшился на 80%, а расходы россиян за рубежом сократились на 27 млрд долларов [23, с. 304-305] (Rubtsova, Solodukhin, 2022, p. 304-305). Но несмотря на такие оптимистичные показатели внутреннего туризма в пик пандемии, ситуация в целом не изменилась. Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы государственной статистики, даже в период с 2020 по 2022 гг. число выездных туристских поездок граждан России за рубеж значительно превышало число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию [25] (Rosstat). Эксперты Всемирной туристской организации отмечают, что пандемия COVID-19 откинула сферу туризма на 30 лет назад [38] (UNWTO, 2020), в том числе и в России.

Концепция «экономика впечатлений» и туризм. Качественные изменения после коронавирусного локдауна. Говоря о качественной трансформации туристской отрасли после пандемии, необходимо уделить внимание популярной концепции, в рамках которой сегодня функционирует сфера туризма. В настоящее время все большее количество ученых сходится во мнении, что мировая экономика переживает очередную революцию в системе производства, где основным источником добавленной стоимости становятся не сырье, товары или услуги, а впечатления и ощущения потребителей. Такое видение экономического развития впервые предложили американские маркетологи Джозеф Пайн (Joseph Pine II) и Джеймс Гилмор (James Gilmore) в 1999 году, назвав новую стадию мирового экономического развития «экономика впечатлений». По мнению авторов концепции, мировая экономическая система с каждым днем приближается к тому, что в основе производства и продвижения товара или услуги должны лежать положительные впечатления человека от процесса приобретения и владения этим товаром или потребления услуги [32] (Pine, Gilmore, 1999). Это мнение поддерживают и многие отечественные ученые. Например, Н.И. Лыгина, Н.А. Паршиков и О.В. Рудакова выделяют тенденции, свидетельствующие о переходе мировой экономики от экономики услуг к экономике впечатлений, и обосновывают «миграцию» добавленной стоимости в новую парадигму, называя «образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями» четвертой экономической категорией [17, с. 56-57; 18, с. 9] (Lygina, Parshikov, Rudakova, 2019, p. 56-57; Lygina, Parshikov, Rudakova, 2020, p. 9). Н.В. Новичков, А.В. Новичкова и О.В. Малыгина приводят основные отличия экономики впечатлений от экономики услуг [19] (Novichkov, Novichkova, Malygina, 2018). И.В. Богомазова, Е.В. Аноприева и В.В. Тарасенко рассматривают тенденции развития экономики впечатлений и изучают влияние новой концепции на сферу туризма и гостеприимства [5] (Bogomazova, Anoprieva, Tarasenko, 2019). И.Ю. и И.В. Древицкие оценивают возможности внедрения концепции в Донецкой Народной Республике [7] (Drevickaya, Drevickaya, 2019). И.А. Черников изучает изменения в содержании и структуре культурного потребления в рамках новой парадигмы [26, с. 65] (Chernikov, 2020, p. 65). А.П. Погорлецкий приводит примеры внедрения элементов экономики впечатлений в Калининградской области в посткоронавирусную эпоху [21] (Pogorleckij, 2021).

Говоря об истории становления и развития концепции, ее авторы утверждают, что для успешной продажи все переживания и ощущения потребителей должны лежать на пересечении четырех областей впечатления, а именно сочетать в себе такие элементы потребительского опыта, как образование, эстетику, развлечение и уход от реальности (эскапизм) (рис. 2).

Рисунок 2. Разграничение областей впечатления на основе потребительского опыта

Источник: [13, с. 179] (Lebedeva, 2018, p. 179)

В начале 2000-х нидерландский ученый Д. Нийс (D.E. de Nijs) дополнил концепцию «экономика впечатлений», рассмотрев ее с точки зрения «инсценирования», т.е. создания некой искусственной «сцены» для получения потребителями различных впечатлений и ощущений [31] (Nijs, 2003). В 2006 году вклад в развитие концепции внес и британский ученый Майкл Морган (Michael Morgan), который предложил модель взаимодействия провайдеров досуга и потребителей в развлекательном пространстве [29] (Morgan, 2006). А в 2009 году он же совместно со шведским ученым Йорген Эльбе (Jörgen Elbe) и испанским коллегой Хавьер де Эстебан Куриэльи (Javier de Esteban Curiel) исследовал экономику впечатлений, как основу управленческой и маркетинговой стратегии для развития дестинации, определив создание уникальных и запоминающихся впечатлений как источник конкурентного преимущества региона [30] (Morgan, Elbe, de Esteban Curiel, 2009).

Отрасли, ориентированные «на контактное интерактивное взаимодействие потребителя с эмоционально-эстетическим миром» [21, с. 197] (Pogorleckij, 2021, p. 197) культуры, чаще всего рассматриваются именно в контексте экономики впечатлений. Концепция «экономика впечатлений» доминирует в исследованиях, посвященных изучению туризма, целью которого является познание социальной, культурной и природной среды в ходе участия в реальных событиях и мероприятиях. В различной научной литературе подчеркивается, что туристы хотят испытать целый ряд впечатлений, таких как отдых за границей, культурные мероприятия, изысканные рестораны или современные виды досуга, туристы ожидают от путешествия в большей степени психологического удовлетворения и эксклюзивности [33] (Pine, Gilmore, 2011), за которые готовы платить больше. В преддверии коронавирусной пандемии в 2019 году ученые из Нидерландов и Великобритании, Ян Сеймур Йоман (Ian Seymour Yeoman) и Уна МакМахон-Битти (Una McMahon-Beattie), определили ключевые тренды, характерные для сферы туризма и гостеприимства в рамках концепции. Среди выделенных авторами особенностей:

– стремление туристов воссоздать, повторить или заново испытать уже полученные ранее впечатления и эмоции в качестве, не уступающем предыдущему опыту;

– желание получить эксклюзивные впечатления, которые более ценны для туристов с точки зрения приобретения уникального опыта и навыков, повышения культурной осведомленности, а в конечном итоге реализации более глубоких психических амбиций;

– модернизация форм досуга – третий тренд современной сферы туризма в рамках экономики впечатлений, согласно которому пассивный отдых уже не является столь притягательным, а времяпрепровождение человека на отдыхе должно отличаться разнообразием, возможностью самосовершенствоваться, а также отражать индивидуальность личности, ее взгляды и убеждения;

– отказ от товаров массового производства в пользу аутентичных продуктов и услуг, имеющих четкую связь с местом, временем или культурой дестинации, в которой находится турист;

– появление «гибридных» туристов и постепенный отказ от сегментации на основе уровня дохода потребителей туристских услуг, связанные с цифровизацией сферы туризма и гостеприимства, и появлением возможности отказаться от услуг турагентств в пользу более дорогих впечатлений;

– желание сделать исключительным каждый день, обусловленное динамично развивающимся мультикультурализмом, создающим поводы и дающим возможности для более глубокого погружения туриста в иную культурную среду за счет участия в местных праздниках, фестивалях и иных мероприятиях;

– смещение маркеров успешности с материальных показателей на эмпирические, так как главным сувениром, остающимся у туриста, становятся воспоминания, полученные впечатления и испытанные эмоции [27] (Yeoman, McMahon-Beattie, 2019).

Под влиянием нестабильной эпидемиологической ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией, начали появляться исследования, говорящие о значительной трансформации концепции с учетом новых посткоронавирустных реалий. Одно из таких исследований было проведено учеными из Делийского университета, Гурлин Каур (Gurleen Kaur) и Чанприт Каур (Chanpreet Kaur), которые обозначили новые векторы развития парадигмы впечатлений [28] (Kaur, Kaur, 2020). Одно из главных новшеств, которые принес COVID-19, это включение в современную цифровую структуру все большего количества компаний и потребителей. Ускоренная цифровизация различных бизнес-отраслей вовремя коронавирусного локдауна стала примером внедрения концепции «экономика впечатления» в управленческую сферу на уровне взаимодействия с потребителями. Ранее стратегии, предусматривающие «экономию времени» клиентов, не рассматривались как нечто, создающее положительное впечатление. В новых условиях данный подход оказывает прямое влияние на впечатления потребителей и, как следствие, создание долгосрочных отношений с ними. Отдельный тренд – это цифровизация объектов туристского показа, развитие виртуального туризма, внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности, которые буквально способствуют погружению в иную действительность (одна из областей впечатления).

Ряд российских ученых также выделил специфические особенности туристской отрасли в рамках экономики впечатлений, характерные ей на текущем этапе развития. Доктор экономических наук, профессор департамента мировых финансов из Финансового университета В.В. Антропов обозначил такие черты, как широкое распространение впечатлений с помощью современных технологий и индивидуализация создаваемых впечатлений, т.е. необходимость каждый раз приспосабливать их к конкретным людям [4, с. 105] (Antropov, 2022, p. 105). Доктор экономических наук, профессор М.С. Оборин утверждает, что акцент с самих товаров и услуг сместится на их восприятие потребителем; а производителям услуг придется выбирать технологии, средства и методы коммуникации с потребителями, которые оказывают наибольшее психологическое воздействие на последних; производителям услуг также придется найти баланс сочетания материальных и нематериальных компонентов в структуре оказываемых услуг. Таким образом, в сервисном секторе целью стратегии формирования лояльного отношения к бренду и конкретному предприятию станут впечатления потребителей [20, с. 59] (Oborin, 2019, p. 59).

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что экономика впечатлений базируется на создании впечатлений и ощущений, дающих возможность потребителям быть задействованными в четырех областях впечатления, т.е. заниматься саморазвитием, участвовать в развлекательных мероприятиях, не забывая об элементах эстетики и эскапизма. Отрасли экономики впечатлений, в том числе туризм, наиболее пострадавшие от коронакризиса, также будут претерпевать изменения за счет персонификации услуг, большего вовлечения цифровых технологий в процесс производства и оказания услуг, поиска новых средств коммуникации с потребителями, оказывающих психологическое воздействие.

Возможные направления влияния текущих изменений в туристской отрасли на экономическую безопасность. Главные вопросы, которые возникают в условиях существенной посткоронакризисной трансформации туриндустрии: какое влияние новые тренды и постковидные изменения способны оказать на российскую туристскую отрасль, и как эти изменения отразятся на экономической безопасности?

Качественные изменения, обозначенные ранее в работе, которые привнесла в туристскую индустрию пандемия, представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Ключевые тренды в экономике впечатлений, направления влияния пандемии и возможные изменения в туристской индустрии

Источник: составлено автором.

Обозначим ключевые последствия для российского рынка туризма. Как отмечалось ранее, цифровизация затронула значительное количество участников отрасли. Российские компании не остались в стороне. Отечественные музеи, ранее ориентировавшиеся только на непосредственный контакт с посетителями, подключились к глобальной сети и стали предлагать виртуальные туры [14, с. 174] (Lebedeva, 2021, p. 174), способствуя тем самым появлению новых форм туристской активности, в частности развитию международного виртуального туризма.

Виртуальный туризм способствует повышению доступности культурных объектов для различных категорий граждан, формированию позитивного образа объектов туристского показа, а также созданию благоприятного имиджа отдельных туристических дестинаций, в том числе таких непопулярных территорий России, как регионы Восточной Сибири, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа. Данное направление можно использовать для привлечения внимания и развития территорий Крыма и Калининградской области. Кроме того, виртуальные путешествия могут стать источником дополнительных доходов регионов от туристской активности, как за счет граждан России, проживающих в других субъектах, так и за счет международных поступлений даже в случае введения ограничений на физические передвижения, как вовремя коронавирусного локдауна или в случае неблагоприятной геополитической обстановки в отдельных регионах мира. Важно помнить, что виртуальный туризм может стать фактором для совершения реальных туристических поездок в субъекты Российской Федерации, что обусловит появление и мультипликативных экономических эффектов.

Смещение фокуса с товаров и услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, на впечатления потребителей, получаемые в процессе туристической поездки, а также новый баланс сочетания материальных и нематериальных компонентов в структуре турпродукта прослеживаются в формировании стратегии длительных отношений с клиентами и реинжиниринге бизнес-процессов предприятий гостиничной индустрии [20, с.59, 62-63] (Oborin, 2019, p.59, 62-63). Переход к технологиям и средствам коммуникации, воздействующим на психологическое состояние потребителей, замечен в активном использовании инновационных маркетинговых средств в туризме, например, поддержание эмоциональных связей туриста с туристским продуктом на основе развития корпоративных социальных сетей туристских компаний [12, с. 6] (Karpova, Voloshinova, 2022, p. 6). Индивидуализация впечатлений туристов и персонификация туристического продукта впоследствии может затронуть даже процессы ценообразования. Например, в исследовании ученых из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации подтверждается гипотеза о том, что подход к ценообразованию, основанный на личностных характеристиках целевой аудитории потребителей, является основой для значительного увеличения (от 1,5 до 2 раз) ценового предложения туров, реализуемых на отечественных дестинациях [15] (Lebedeva, Belyakova, Zvereva, 2021).

Таким образом, концентрация внимания предприятий туриндустрии на желаниях и особенностях потребителей туристских услуг будет способствовать, в первую очередь, созданию полностью персонифицированного туристического продукта (начиная от конкретных объектов туристского показа и аттракций, взаимодействия с путешественниками на уровне отдельных предприятий и заканчивая ценообразованием в отрасли). Предложение персонифицированных турпродуктов будет более ценным для потребителей с точки зрения получаемых впечатлений вне зависимости от их уровня благосостояния, способствовать повышению доходов производителей туристских услуг и росту их конкурентоспособности, а также увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. За счет мультипликативного эффекта будут развиваться объекты общественного питания и транспортной инфраструктуры в регионах страны. Впоследствии это приведет к расширению и укреплению межрегиональных связей за счет увеличения числа внутренних туристических поездок российских граждан (в т.ч. приграничного туризма), развитию предприятий несырьевого сектора и, в конечном итоге, росту российской экономики (табл. 1).

Таблица 1. Направления влияния аспектов и трендов экономики впечатлений

на экономическую безопасность

Направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
Задачи по реализации направления
обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики
· комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств
сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства
· сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации
· расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров
· приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области
повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортоориентированных секторов экономики
· содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики
развитие человеческого потенциала
· развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства
· снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения
· содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов
Источник: составлено автором на основании [1].

Несмотря на то, что актуальные тренды только начинают внедряться в практическую деятельность туристских организаций, и на сегодняшний день нет исследований, позволяющих количественно оценить экономический эффект от нововведений, тем не менее, все указанные изменения будут иметь непосредственное отношение к укреплению экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения преодоления таких вызовов и угроз, как ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта; усиление дифференциации населения по уровню дохода и снижение качества человеческого потенциала; неравномерность пространственного развития территорий Российской Федерации.

Заключение

Пандемия новой коронавирусной инфекции внесла значительные коррективы в отрасли экономики впечатлений, в том числе туристскую индустрию, став фактором развития новых реконструирующих трендов. В работе показано, как менялась концепция экономика впечатлений, какие именно новшества принесла пандемия, и как эти изменения должны отразиться на деятельности предприятий туристской отрасли. Ключевым ориентиром в деятельности всех производителей туристских услуг отныне должна стать индивидуализация впечатлений и ощущений потребителей, которая позволит не только выстроить долгосрочные отношения с туристами, начиная с момента ценообразования, основанного на личных характеристиках туристов, и заканчивая поддержанием долгосрочной эмоциональной взаимосвязи путешественника с туристским продуктом. Туризм, демонстрировавший устойчивое развитие до пандемии и претерпевший существенные изменения, может стать одним из гарантов национальной экономической безопасности посредством увеличения прямого вклада туризма в валовой национальный продукт, а также с точки зрения развития и продвижения российского несырьевого экспорта, укрепления межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации, снижения диспропорций пространственного развития российских территорий и дифференциации населения по уровню дохода за счет мультипликативных эффектов.

[1] В статье К.К. Левченко данный уровень разделен на две составляющие: ЭБ туристских территорий и ЭБ сферы туризма и его ведущих секторов (внутреннего и международного туризма).


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2023 года» от 13.05.2017 № 208 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
2. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» от 20.10.2022 № 759 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» от 20 февраля 2019 г. № б/н. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44032 (дата обращения: 14.02.2023).
4. Антропов В.В. Международный туризм как часть экономики впечатлений в мире глобальной пандемии: кризис и перспективы восстановления // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 2. – c. 104-116. – doi: 10.26794/1999-849X‑2022-15-2-104-116.
5. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Тарасенко В.В. Экономика впечатлений и ее тенденции развития в сфере туризма // Экономико-управленческий конгресс. 2019. – c. 301-304.
6. Дмитриев Н.Д., Дубаневич Л.Э., Зайцев А.А. Моделирование влияния туристических потоков на экономическую безопасность государства // Kant. – 2021. – № 2(39). – c. 56-63. – doi: 10.24923/2222-243X.2021-39.11.
7. Древицкая И.Ю., Древицкая И.В. Экономика впечатлений: новое видение // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2019. – c. 118-123.
8. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 14.02.2023).
9. Зайцев А.А., Дубаневич Л.Э., Дмитриев Н.Д. Роль туризма в контексте экономической безопасности // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4(53). – c. 33-40. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.53.436.
10. Иванова Ю.О., Андреев Н.В., Поздняков К.К. Разработка модели влияния индустрии туризма и гостеприимства на экономический рост // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2979-2992. – doi: 10.18334/epp.11.12.114054.
11. Караваева И.В. Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности // Федерализм. – 2020. – № 2. – c. 146-161. – doi: 10.21686/2073-1051-2020-2-146-161.
12. Карпова Г.А., Волошинова М.В. Маркетинговые инновации в сфере туризма // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 9. – c. 4-8.
13. Лебедева С.А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края // Экономика, управление, финансы. 2018. – c. 178-184.
14. Лебедева С.А. Виртуальный туризм как одно из направлений реализации экскурсионных туристских услуг во время пандемии // Современные проблемы и технологии в сфере туризма, гостиничного дела, сервиса. Государственное и муниципальное управление туристско-рекреационным комплексом: российский и зарубежный опыт. 2021. – c. 173-175.
15. Лебедева С.А., Белякова М.Ю., Зверева А.О. Перспективы увеличения ценового потенциала туристических продуктов культурно-религиозной направленности // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – № 6. – c. 3-15.
16. Левченко К.К. Экономическая безопасность сферы туризма как стратегический приоритет национального развития // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. 2022. – c. 223-227.
17. Лыгина Н.И., Паршиков Н.А., Рудакова О.В. Экономика впечатлений в России: роль сферы культуры и досуга // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 8-16.
18. Лыгина Н.И., Паршиков Н.А., Рудакова О.В. Сфера культуры и досуга как основная составляющая экономики впечатлений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 1. – c. 56-63. – doi: 10.17308/econ.2020.1/2754.
19. Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – c. 6-19. – doi: 10.24411/1995-042X-2018-10201.
20. Оборин М.С. Тенденции развития регионального рынка гостиничных услуг как сегмента экономики впечатлений // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – № 2. – c. 57-65. – doi: 10.24411/1995-0411-2019-10205.
21. Погорлецкий А.И. Развитие экономики впечатлений в Калининградской области: посткоронакризисные инновационные экспортные возможности // Управление инновациями: вызовы и возможности для секторов экономики и социальной сферы: III Международная научная конференция. Калининград, 2021. – c. 196-208.
22. Рассказов А.В., Штейнле Н.А. Туризм и экономическая безопасность территорий // Эффективное управление как фактор устойчивого развития территории. 2018. – c. 184.
23. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 301-314. – doi: 10.18334/epp.12.1.114074.
24. Стасев М.А., Кумова Д.М. Кластерный подход к системе экономической безопасности туризма // Journal of Economic Regulation(Вопросы регулирования экономики). – 2022. – № 3. – c. 65-72. – doi: 10.17835/2078-5429.2022.13.3.065-072.
25. Туризм. Въездные и выездные туристские поездки. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 21.01.2023).
26. Черников И.А. Экономика впечатлений в динамике современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 4(96). – c. 59-68. – doi: 10.24412/1997-0803-2020-10406.
27. Yeoman I.S., McMahon-Beattie U. The experience economy: Micro trends // Journal of Tourism Futures. – 2019. – № 2. – p. 114-119. – doi: 10.1108/JTF-05-2019-0042.
28. Kaur G., Kaur C. COVID-19 and the Rise of the New Experience Economy // FIIB Business Review. – 2020. – № 4. – p. 239-248. – doi: 10.1177/2319714520958575.
29. Morgan M. Making space for experiences // Journal of Retail & Leisure Property. – 2006. – № 4. – p. 305-313.
30. Morgan M., Elbe J., de Esteban Curiel J. Has the experience economy arrived? The views of destination managers in three visitor‐dependent areas // International Journal of Tourism Research. – 2009. – № 2. – p. 201-216. – doi: 10.1002/jtr.719.
31. Nijs D. Imagineering: engineering for imagination in the emotion economy // Creating a Fascinating World, NHTV Breda University, The Netherlands. 2003
32. Pine B.J., Gilmore J.H. The experience economy: work is theatre & every business a stage. - Harvard Business Press, 1999.
33. Pine B.J., Gilmore J.H. The experience economy. - Harvard Business Press, 2011.
34. WEF The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Geneva: WEF, 2019
35. WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2019. Russian Federation. London: WTTC, 2019
36. WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2020. Russian Federation. London: WTTC, 2020
37. WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2022. Russian Federation. London: WTTC, 2022
38. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, December

Страница обновлена: 18.04.2024 в 17:37:27