Политика модернизации старопромышленных регионов как механизм снижения угроз экономической безопасности России

Сорокина Н.Ю.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Сорокина Н.Ю. Политика модернизации старопромышленных регионов как механизм снижения угроз экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 3. – С. 769-780. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112038.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46439455
Цитирований: 5 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Актуальность разработки темы модернизации старопромышленных регионов России в контексте обеспечения их экономической безопасности обусловлена необходимостью устранения противоречия между традиционными факторами экономического роста территорий и требованиями инновационно-ориентированного внешнего окружения. С опорой на фундаментальные положения теории пространственной экономики обосновано, что решение проблем старопромышленных регионов предполагает проведение на федеральном уровне особой региональной политики, нацеленной на поддержание позитивных и ограничение влияния негативных специфических факторов, определяющих перспективы и динамику развития территорий данного типа. Показано, что ключевым источником угроз экономической безопасности территорий старопромышленного типа выступает фактор влияния смены технологического уклада развития общества на «точки роста» региональной экономики. Обосновано, что основными проблемами, препятствующими устойчивому социально-экономическому развитию регионов, выступают проблемы в демографической, технологической и экологической сферах региональной экономики. Стратегической целью государственной политики модернизации старопромышленных регионов является преодоление «пределов роста» региональных экономик и обеспечение высокого уровня экономической безопасности и качества жизни населения территорий. Аргументировано, что приоритетным направлением политики модернизации должно стать содействие «встраиванию» новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, в существующую отраслевую структуру региональной экономики. Охарактеризованы основные механизмы и инструменты государственной политики модернизации старопромышленных регионов России. Ключевыми направлениями данной политики должны стать: реформирование системы образования региона; поощрение пространственной диверсификации региональной промышленности; поддержка малого и среднего предпринимательства; стимулирование внутреннего спроса на промышленную продукцию российского производства.

Ключевые слова: старопромышленный регион, политика модернизации, экономическая безопасность региона, региональной промышленная политика, Стратегия пространственного развития Российской Федерации

JEL-классификация: O14, O25, R12, R13



Введение

Проблема модернизации старопромышленных территорий, придания нового импульса их динамике находится в центре внимания ученых не одно десятилетие. Особо актуальной она является для современной России, где в силу специфики проводимой в предыдущие десятилетия государственной политики существенную часть территорий составляют регионы индустриального типа, отраслевая структура экономики которых была сформирована в период индустриализации конца XIX – середины ХХ в. Под старопромышленными, на наш взгляд, следует понимать территории, на которых сконцентрированы высокоспециализированные отрасли промышленности, относящиеся третьему и четвертому технологическому укладу [9] (Latov, Sorokina, 2018). При таком подходе термин «старопромышленный регион» несет в себе два смысловых содержания: первое – историческое, определяющее «давность» и специфику процесса формирования структуры региональной экономики; второе – типологическое, конкретизирующее источники социально-экономического развития территории в современных условиях.

Политика модернизации предполагает создание механизмов адаптации старопромышленных регионов к новым технологическим укладам на основе развития и полноценной реализации их собственного научно-технического, инновационного и человеческого потенциала. Главными целями политики модернизации, проводимой в настоящее время России, выступают: восстановление производственного потенциала территорий, развитие производственной и социальной инфраструктуры, обеспечение обороноспособности страны, ее национальной и экономической безопасности [13]. Ожидается, что в процессе модернизации произойдет усиление вклада промышленного сектора в экономический рост, что будет способствовать повышению конкурентоспособности страны и регионов. Можно говорить о том, что политика модернизации имеет особое значение для регионов старопромышленного типа, поскольку ее реализация на федеральном и региональном уровнях государственного устройства Российской Федерации будет способствовать устранению противоречий между традиционными факторами экономического роста территорий и требованиями инновационно ориентированного внешнего окружения. Вышесказанное обуславливает актуальность разработки темы модернизации старопромышленных регионов России как ключевого механизма обеспечения их экономической безопасности и долгосрочной позитивной социально-экономической динамики.

Методология. Методологическим базисом исследования проблем модернизации старопромышленных регионов России выступают фундаментальные положения теории пространственной экономики, в соответствии с которыми важнейшим условием устойчивого развития территории является наличие отрасли-локомотива, так называемого полюса роста, выступающей драйвером развития всей региональной социально-экономической системы, либо двух и более отраслей, обеспечивающих диверсифицированный рост экономики региона, являющийся гарантом устойчивости к негативным факторам внешней среды. В регионах старопромышленного типа в качестве такой отрасли выступает промышленность, а ключевыми «точками роста» региональных экономик – промышленные центры, социально-экономическое пространство вокруг которых приобретает особые свойства, способствующие экономическому росту в регионе [15] (Hoover, 1948). Подобный тип экономического роста является важнейшим условием и фактором снижения угроз экономической безопасности как самих старопромышленных регионов, так и страны в целом.

Результаты. Обеспечение экономической безопасности и устойчивой социально-экономической динамики старопромышленных регионов непосредственно связано с их возможностями в сфере преодоления «предела» экономического роста, достигнутого в рамках сложившейся к настоящему времени модели социально-экономического развития. Регионы данного типа традиционно выступают в качестве «центров притяжения» факторов производства, прежде всего капитала и труда, поскольку обеспечивают их наиболее эффективное использование, выступая фундаментом промышленного «каркаса» страны.

Проблема заключается в том, что территории данного типа не способны обеспечить устойчивое развитие с опорой только на собственный социально-экономической потенциал и нуждаются в силу этого в поддержке в рамках государственных программ региональной политики [17] (Whittlesey, 1954). Таким образом, решение проблем старопромышленных регионов предполагает проведение на федеральном уровне особой региональной политики, нацеленной на поддержание позитивных и ограничение влияния негативных специфических факторов, определяющих перспективы и динамику развития территорий данного типа. Именно в рамках государственной политики модернизации, на наш взгляд, возможна реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих компенсацию внешнего по отношению к старопромышленным регионам фактора, выступающего ключевым источником угроз экономической безопасности территорий, влияние смены технологического уклада развития общества на «точки роста» экономики региона.

Вопрос о составе старопромышленных территорий России до сих пор является дискуссионным, однако большинство исследователей придерживаются подхода, в соответствии с которым выделяется 24 старопромышленных регионов [10] (Lukin, Uskova, 2016). Наибольшая их концентрация имеет место в Северо-Западном, Центральном и Сибирском федеральном округах, что во многом является результатом реализации в Советском Союзе государственной политики индустриализации в начале ХХ в. (табл. 1).

Таблица 1

Состав и характеристика старопромышленных регионов России

Старопромышленные регионы России
Федеральный округ
Специфика проблем функционирования
Мурманская область
Республика Карелия
Новгородская область
Архангельская область
Республика Коми
Северо-Западный
«Сырьевая» специализация промышленности; зависимость от поставок на экспорт; слабое развитие транспортной инфраструктуры
Белгородская область Тульская область
Липецкая область Вологодская область
Ивановская область
Центральный
Недостаток квалифицированных кадров; низкие темпы обновления производственных мощностей, устаревание основных фондов в промышленности; ухудшение экологической ситуации
Нижегородская область Пермский край
Удмуртская Республика
Республика Башкортостан
Приволжский
Ограничения в транспортной и энергетической инфраструктуре; преобладание фондоемких, материалоемких и энергоемких производств; высокий уровень износа основных фондов
Свердловская область Челябинская область Тюменская область
Уральский
Экологические проблемы; низкий уровень диверсификации региональной экономики
Омская область
Томская область Красноярский край
Кемеровская область
Республика Хакасия
Сибирский
Экологические проблемы; депопуляция населения и деградация трудового потенциала регионов
Магаданская область Сахалинская область
Дальневосточный
Низкая внутренняя транспортная «связанность» территории; очаговый характер расселения с низкой плотностью населения; низкое качество социальной инфраструктуры
Источник: составлено автором.

Таким образом, общими проблемами для всех типов старопромышленных регионов России являются:

- демографическая проблема, заключающаяся в негативной динамике численности населения и связанной с ней нехваткой квалифицированных кадров для сферы промышленного производства. Особо актуальна она для регионов Центрального федерального округа, где проблема сокращения численности населения усугубляется высокой, а в отдельных случаях чрезмерной концентрацией ресурсных, транспортных, людских и других потоков в крупнейших городах и региональных центрах [4] (Gimpelson, Zudina, 2017);

- технологическая проблема, характеризующаяся высоким уровнем износа основных фондов, отставанием темпов их обновления от потребностей региональной экономики и хозяйствующих субъектов. По данным исследователей [10] (Lukin, Uskova, 2016), степень износа основных производственных фондов в старопромышленных регионах России составляет более 40%, удельный вес полностью изношенных основных фондов – более 12%;

- экологическая проблема, выражающаяся в высоком уровне техногенной нагрузки на население и окружающую природную среду. Проблемы в сфере экологии заключаются, прежде всего, в неудовлетворительном состоянии окружающей среды в большинстве городов – промышленных центров России. Центры старопромышленных регионов – города Тула, Екатеринбург, Омск, Волгоград, а также другие крупнейшие города и промышленные центры в последние годы все чаще сталкиваются с проблемой высоких показателей загрязненности воздуха. Так, по данным Гидрометеорологической службы России, осуществляющей контроль качества воздуха, в 2019 г. в 40 городах Российской Федерации было зафиксировано высокое и очень высокое загрязнение воздуха [12].

Указанные проблемы, с одной стороны, выступают источниками рисков и угроз экономической безопасности регионов старопромышленного типа, препятствуя их устойчивому социально-экономическому развитию, с другой стороны, «задают» ключевые направления политики модернизации, стратегической целью которой является преодоление «пределов роста» региональных экономик и обеспечение высокого уровня экономической безопасности и качества жизни населения территорий. Именно в этом контексте, на наш взгляд, должны быть отражены специфические региональные интересы старопромышленных регионов в документах государственного стратегического планирования, в частности в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Приоритетным направлением государственной политики модернизации старопромышленных регионов, на наш взгляд, является содействие реиндустриализации, то есть возвращению реальному сектору экономики ведущей роли в национальном и региональном развитии путем восстановления производственного потенциала регионов. Таким образом, политика реиндустриализации позволяет регионам эффективно использовать имеющийся социально-экономический потенциал и сохранить свою историческую специализацию как регионов индустриального типа, в которых промышленность является локомотивом роста региональной экономики.

В программных документах российского государства [1] определены два основных механизма достижения указанной цели, принципиально различных между собой: первый механизм предполагает создание на старопромышленных территориях новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию более высоких технологических укладов; второй механизм предусматривает поэтапное обновление отраслей промышленности региона путем освоения новых технологий производства продукции. В последние годы исследователями была предложена новая парадигма политики реиндустриализации, представляющая собой сочетание указанных выше подходов и предполагающая «встраивание» новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, в существующий индустриальный «каркас» региональной экономики (табл. 2). Результатом такой политики должно стать эволюционное обновление региональной промышленности, ее модернизация в составе производственного комплекса региона, развитие потенциала старопромышленного региона в области реализации инноваций в реальном секторе экономики.

Таблица 2

Характеристика ключевых направлений государственной политики

модернизации старопромышленных регионов России

Направление модернизации
Ключевые механизмы и инструменты
Создание новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию
- привлечение отечественных и зарубежных инвесторов, повышение инвестиционного потенциала региона;
- модернизация региональной инфраструктуры
Обновление существующих отраслей промышленности путем внедрения новых технологий производства продукции
- поддержка инноваций в промышленности;
- поощрение создания промышленных кластеров и технологических центров
«Встраивание» новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, в существующую отраслевую структуру региональной экономики
- реформирование системы образования региона как основы развития человеческого потенциала;
- поощрение пространственной диверсификации региональной промышленности;
- поддержка малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование на государственном уровне внутреннего спроса на промышленную продукцию российского производства
Источник: составлено автором.

В рамках данного подхода в основу политики модернизации старопромышленных регионов могут быть положены следующие механизмы и инструменты:

- реформирование системы образования региона как принципиальное условие модернизации промышленного производства на основе внедрения информационных технологий, современных видов оборудования, развития нанотехнологий и др. Кроме того, развитый человеческий капитал обеспечивает распространение и эффективное, а главное – справедливое, использование результатов научно-технического прогресса, обеспечивая тем самым повышение качества жизни населения [3] (Gimpelson et al., 2021);

- поощрение диверсификации региональной промышленности в пространственном аспекте, поскольку высокая концентрация экономической активности в центральных городах ведет к обострению социальных проблем между центром и периферией [6] (Dvoryadkina, Kaybicheva, 2017). Данный процесс может рассматриваться как основа трансформации структуры всей национальной экономики России, поскольку способствует формированию новой пространственной модели технологического развития страны [14] (Crespo, Balland, Boschma, Rigby, 2017);

- поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения социальной стабильности в региональной социально-экономической системе. Актуальность этого механизма невозможно переоценить в современных условиях, когда в период локдауна весной 2020 г. с проблемой потери работы столкнулись 8,7% среднего класса, а у 3,9% доход не превышал минимального размера оплаты труда [11];

- «стимулирование внутреннего спроса на отечественную промышленную продукцию» [8] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2019), что предполагает реализацию на федеральном уровне комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности отраслей промышленности Российской Федерации, обеспечивающих достижение национальных целей развития [2]. Этому призваны способствовать: модернизация технологической базы отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос; обеспечение условий для притока внебюджетных инвестиций в отрасли промышленности; содействие росту числа организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации, и т.д.

Обсуждение. Необходимость проведения политики модернизации старопромышленных территорий обосновывают в своих трудах и отечественные, и зарубежные исследователи. Зарубежные авторы особый акцент делают не только на структурных изменениях, но и на необходимости программ экологического оздоровления территорий, результатом которых должна стать рекультивация промышленного ландшафта [16]. Исследования Т.И. Горкиной и коллектива ученых Института географии РАН подтверждают [5] (Gorkina, 2019), что государственная поддержка способствует трансформации сложившейся структуры старопромышленных территорий, что создает благоприятные условия для достижения их устойчивого экономического развития без снижения уровня жизни для населения. Вместе с тем следует отметить, что именно российские исследователи рассматривают данную государственную политику в контексте обеспечения экономической безопасности регионов старопромышленного типа.

Заключение

Под старопромышленными регионами следует понимать территории, на которых сконцентрированы высокоспециализированные отрасли промышленности, относящиеся к третьему и четвертому технологическому укладу. Регионы данного типа традиционно выступают в качестве «центров притяжения» факторов производства, прежде всего капитала и труда, поскольку обеспечивают их наиболее эффективное использование, выступая фундаментом промышленного «каркаса» страны.

Ключевым источником угроз экономической безопасности территорий старопромышленного типа выступает внешний по отношению к региональной системе фактор – негативное влияние смены технологического уклада на «точки роста» экономики региона. Минимизации угроз экономической безопасности территорий данного типа будет способствовать проведение государственной политики модернизации старопромышленных регионов, стратегической целью которой должно стать преодоление «пределов роста» региональных экономик и «обеспечение высокого уровня экономической безопасности и качества жизни населения территорий» [7] (Karavaeva, Bukhvald, Soboleva, Kolomiets, Lev, Ivanov, Kazantsev, Kolpakova, 2019).

Политика модернизации старопромышленных регионов позволит им своевременно адаптироваться к новым факторам функционирования и развития в условиях изменяющейся внешней среды посредством задействования следующих механизмов и инструментов государственной поддержки: реформирование системы образования региона; поощрение пространственной диверсификации региональной промышленности; поддержка малого и среднего предпринимательства; стимулирование внутреннего спроса на промышленную продукцию российского производства.

Реализация государственной политики модернизации будет способствовать снижению угроз экономической безопасности старопромышленных регионов Российской Федерации и обеспечению их устойчивой долгосрочной социально-экономической динамики.


Источники:

1. Указ Президента РФ В.В. Путина № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15232 (дата обращения: 01.04.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями и дополнениями). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643464/#block_100000 (дата обращения: 01.04.2021).
3. Гимпельсон В. Е. и др. Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи?. / Доклад к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 61 c.
4. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А. Демографические проблемы рынка труда. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0729/tema01.php (дата обращения: 01.04.2021).
5. Горкина Т.И. Старопромышленные районы в условиях трансформации экономического пространства в постиндустриальную эпоху // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2385-2400. – doi: 10.18334/eo.9.4.41413 .
6. Дворядкина Е.Б., Кайбичева Е.И. Центральные и периферийные территории старо-промышленного региона в условиях трансформации экономического пространства // Ученые записки. – 2017. – № 3. – c. 58-70.
7. Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Соболева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Колпакова И.А. Экономическая безопасность отдельных прогнозных параметров социально-экономического развития и бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспектив // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 273-334. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112 .
8. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 9-26.
9. Латов Ю.В., Сорокина Н.Ю. Эволюция старопромышленных регионов в экономике России // Journal of Economic Regulation. – 2018. – № 1. – c. 6-22. – doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.006-022 .
10. Лукин Е.В., Ускова Т.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы. / Монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – 148 c.
11. Невелик и нестабилен: эксперты Вышки изучили структуру и динамику численности российского среднего класса. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/407744334.html (дата обращения: 01.04.2021).
12. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году. / Государственный доклад. - М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. – 1000 c.
13. Экономика России: после трансформации, перед модернизацией. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Vid1.rian.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/valdai/Russian%20economy%20after%20transformationRUS.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
14. Crespo J., Balland P.-A., Boschma R., Rigby D. Regional Diversification Opportunities and Smart Specialization Strategies. - Luxemburg:Publications Office of the European Union, 2017. – 8 p.
15. Hoover E. Location of Economic Activity. - N.Y.: McGraw, 1948.
16. Iking B. Promoting industrial change in structurally disfavored regions. The case of the «Ruhr Valley» in Germany. Paper prepared for symposium for industrial regeneration of Korea, Germany and Japan. - 2004
17. Whittlesey D. The Regional Concept and the Regional Method. - New York: American Geography – Inventory and Prospect, 1954. – 19-68 p.
18. Robinson J. The New Mercantilism. / An Inaugural Lecture by Joan Robinson., 1966.

Страница обновлена: 23.04.2024 в 06:20:44