Дистанционный контроль бизнеса и сокращение количества выездных проверок налоговыми органами путем внедрения онлайн-касс нового поколения

Деева Т.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 8 (Август 2020)

Цитировать:
Деева Т.В. Дистанционный контроль бизнеса и сокращение количества выездных проверок налоговыми органами путем внедрения онлайн-касс нового поколения // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 8. – С. 2263-2274. – doi: 10.18334/epp.10.8.110753.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44028410
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Целью данной статьи является исследование влияния внедрения онлайн касс на повышение эффективности выездного налогового контроля. Предметом статьи является процесс дистанционного налогового контроля бизнеса. Методология исследования включает методы правового, логического и статистического анализа. В статье рассмотрены основные виды онлайн касс и определены выгоды от использования онлайн касс для всех субъектов рынка. На основе проведения статистического анализа показателей выездного налогового контроля и сделан вывод о повышении его результативности. Статистический анализ, проведенный в работе, подтверждает направленность налоговых органов на минимизацию налоговых проверок в отношении предпринимателей, применяющих онлайн кассы. Снижение величины начисленных штрафных санкций также указывает по повышение социальной ответственности предпринимателей, применяющих онлайн кассы.

Ключевые слова: налоговый контроль, онлайн-касса, выездные налоговые проверки, дистанционный контроль

JEL-классификация: H25, H26, H32



Введение

Налоговый контроль – это важная часть мониторинговой функции управления бюджетными средствами, играющая значительную роль в системе государственного финансового контроля. В его состав входит комплекс мер, осуществляемых с целью проверки, и диагностика финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков для должного уровня выполнения ими требований законов в сфере налогообложения, результативности процесса администрирования налогов. В условиях модернизации экономики налоговый контроль занимает все более важное место. С одной стороны, это происходит за счет роста зависимости бюджетов от поступлений налогов, с другой стороны, это обусловлено невысокой налоговой культурой налогоплательщиков. Действующая система налогового контроля в то же время создает дополнительные расходы и не позволяет осуществлять эффективное использование ограниченных трудовых и материальных ресурсов налоговых органов, что, в свою очередь, вызывает бюрократические барьеры для бизнеса и ограничивает экономическое развитие страны. Из этого следует, что для организации эффективного налогового контроля в России крайне важна модернизация нормативно-правовой, информационной, организационной, кадровой составляющих его осуществления.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] был принят в июле 2016 года. Они внесли значительные изменения в законодательство о применении контрольно-кассовой техники [2]. Согласно новому закону, с 1 июля 2017 года вся кассовая техника должна быть электронной и посредством сети Интернет отправлять данные о транзакциях, произошедших в торговых точках, в налоговые службы в форме электронного чека. Современные электронные кассы дают возможность осуществлять автоматическую передачу данных о транзакциях, за счет чего налоговые органы могут осуществлять дистанционный контроль бизнеса [3].

Обзор литературы

Труды таких авторов, как М.В. Медведева, Ю.А. Матросова [10] (Medvedeva, Matrosova, 2019), В.А. Водопьянова, В.С. Галицына [4] (Vodopyanova, Galitsyna, 2019), Е.А. Наумова, А.В. Михеева [12] (Naumova, Mikheeva, 2019), И.И. Ибрагимова, Г.А. Фарманова [7] (Ibragimova, Farmanova, 2019), А.Е. Донцова [6] (Dontsova, 2019) и др., посвящены вопросам организации выездного налогового контроля. В своих статьях Т.М. Ворожейкина, С.С. Малахов [5] (Vorozheykina, Malakhov, 2019), А.Д. Рябова [14] (Ryabova, 2020), В.А. Цветков, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, К.Х. Зоидов [17] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, Zoidov, 2019) и другие рассматривали модернизацию механизма налогового контроля путем сокращения выездных налоговых проверок. Вышеперечисленные авторы в своих работах подметили, что в настоящее время реализация налогового контроля как одного из способов обеспечения систематического поступления обязательных платежей в бюджеты разных уровней, регулирования потребностей государства в финансовых и материальных ресурсах характеризуется наличием определенных пробелов в контрольно-проверочной работе налоговых органов. Значительными проблемами российского налогового контроля в сравнении с развитыми государствами являются его недостаточные четкость и масштабность. Это служит причиной чрезмерного расходования бюджетных средств на реализацию контрольно-проверочных мероприятий, неполного и несистемного охвата объектов контроля.

Этапы налогового контроля и инструменты подготовки и проведения налоговой проверки рассматриваются в статье Т.М. Ворожейкиной и С.С. Малахова. Результативности и эффективности проведения налогового контроля посвящена статья А.Д. Рябова. Оценку результативности существующих форм налогового контроля в РФ с использованием методов правового и статистического анализа представляли в своей статье авторы В.А. Цветков, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников и К.Х. Зоидов. После исследования имеющихся трудов с учетом современных налоговых трансформаций в Российской Федерации можно заявить об отсутствии конкретных механизмов гармонизации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в процессе налогового контроля.

В статьях Е.В. Мишановой, Е.Е. Кацубы [11] (Mishanova, Katsuba, 2019), Т.В. Кузнецовой, Н.В. Гайдука [9] (Kuznetsova, Gayduk, 2019), Е.А. Кольчугина, Т.М. Малёнкиной [8] (Kolchugin, Malyonkina, 2019) и других отражены вопросы внедрения онлайн-касс. Е.В. Мишанова и Е.Е. Кацуба считают, что роль распространения онлайн-касс объясняется усилением государственного налогового контроля и повышением финансовой дисциплины бизнеса. Типы онлайн-касс и особенности работы с ними рассматриваются в статье Т.В. Кузнецовой и Н.В. Гайдука. Е.А. Кольчугин и Т.М. Малёнкина исследуют достоинства и недочеты внедрения онлайн-касс.

В статьях А.В. Тютюгиной, О.В. Демиденко [15] (Tyutyugina, Demidenko, 2019), И.Н. Парадеевой, Е.Г. Кисловой [13] (Paradeeva, Kislova, 2019), А.В. Фоменко [16] (Fomenko, 2019) и других рассматривается значение онлайн-касс в модернизации налогового контроля. Статистические данные о регистрации онлайн-касс в РФ представлены в статье И.Н. Парадеевой и Е.Г. Кисловой. Преимущества и недостатки внедрения онлайн-касс рассматривает А.В. Фоменко. По мнению А.В. Тютюгиной, чтобы добиться систематизации информации, запрашиваемой у предпринимателей, необходимо совершенствовать законодательство.

Вопросы взаимосвязи внедрения онлайн-касс и эффективности выездного налогового контроля, даже при доскональном изучении рассматриваемой темы, освещены недостаточно полно. Это также определяет актуальность рассмотрения выбранной темы.

Результаты исследования

С запуска интегрированного портала, содержащего ряд инструментов для прозрачного онлайн-взаимодействия «государство – бизнес», началось повсеместное распространение рискориентированной системы в налоговом контроле.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) признала современную систему внедрения онлайн-касс нового поколения в России образцовой. Европейские налоговые органы, беря за основу опыт России, также стали осуществлять модернизацию архаичных систем.

Онлайн-кассы являются кассовым оборудованием нового образца, способным формировать и сохранять все платежные документы (чеки, бланки строгой отчетности и документы об открытии и закрытии смен) и через оператора налоговых данных отсылать их в органы налогового контроля.

В данный момент существуют несколько типов онлайн-касс: смарт-терминалы, печатающие чеки, кнопочные онлайн-кассы, фискальные регистраторы, смарт-терминалы со встроенным эквайрингом. Их характеристика представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные виды онлайн-касс

Источник: составлено автором на основе: Кузнецова Т.В., Гайдук Н.В. Онлайн кассы//В сборнике: Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов XII международного форума. – 2019. – С. 27-30.

Распространение онлайн-касс несет ту или иную выгоду всем субъектам рынка: предпринимателям, контролирующим налоговым органам, а также покупателям. Выгоды от внедрения онлайн-касс для указанных субъектов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выгоды от внедрения онлайн-касс для субъектов рынка

Субъекты рынка
Выгоды от использования онлайн-касс
Предприниматели
Налоговые органы сокращают число проверок бизнеса за счет того, что получают информацию о продажах в онлайн-режиме
Регистрацию ККТ можно осуществить посредством сети Интернет без посещения налогового органа
Сокращаются временные и финансовые затраты на обслуживание онлайн-касс нового поколения
Предприниматель получает доступ к аналитике бизнеса посредством сети Интернет и может отслеживать показатели среднего чека, спроса на конкретные остатки и товарные запасы
Налоговые органы
Упрощение процесса налогового контроля
Расширение охвата налогового контроля в условиях роста числа субъектов бизнеса
Снижение тенизации экономики
Покупатели
Использование электронных чеков и расширение прав обмена и возврата товара
Покупатель может проверять подлинность чеков и судить о законности работы предпринимателя
Источник: составлено автором на основе «Онлайн-кассы в 2020 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online-kassa.ru/ (дата обращения: 31.07.2020).

Согласно таблице 1, изменение порядка использования контрольно-кассовой техники дает возможность упростить регистрацию кассовых аппаратов, сократить расходы на их распространение и обслуживание, расширить охват налогового контроля и вовлечь покупателей в гражданский контроль. Подтверждение онлайн-кассы осуществляется в течение нескольких минут на сайте ФНС.

В связи с распространением онлайн-касс нового поколения количество выездных налоговых проверок было сокращено в 2,2 раза. На рисунке 2 изображена динамика изменения числа выездных налоговых проверок в 2017–2019 гг.

Рисунок 2. Динамика изменения числа проведенных и результативных выездных проверок в РФ в 2017–2019 гг., тыс. ед.

Источник: составлено автором на основе: Сайт ФНС. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 31.07.2020).

Из рисунка 2 видно, что число проведенных выездных проверок в 2019 г. составило 9,3 тыс. ед., что в 2,2 раза ниже уровня 2017 г., а число результативных налоговых проверок в 2019 г. составило 8,9 тыс. ед., что в 2,3 раза ниже уровня 2017 г.

Притом суммы доначислений в расчете на одну выездную налоговую проверку в 2017–2019 гг. выросли с 15,4 млн руб. до 33,5 млн руб.

Рисунок 3. Динамика изменения суммы доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ в 2017–2019 гг.

Источник: составлено автором на основе: Наталюк Н. Налоговый контроль-2019: ФНС подвела итоги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2019-fns-podvela-itogi/ (дата обращения: 31.07.2020).

На повышение эффективности налогового контроля указывает удвоение сумм доначислений в расчете на одну выездную налоговую проверку при общем их сокращении.

В 2019 г. ФНС проведено 16 734 налоговых проверок за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ), порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки и использованием специальных банковских счетов, в том числе 15 353 налоговых проверок по применению ККТ [4]. В 90,9% случаях были выявлены нарушения (15 227 нарушений). Наибольшая часть нарушений (62,39%, или 10 440 нарушений) была связана с неприменением ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) [1]. За неприменение онлайн-касс ФНС в 2019 г. было начислено 105 730,06 тыс. руб. штрафных санкций. В 2017 г. данная величина составила 250 139 тыс. руб. (табл. 2).

Таблица 2

Показатели эффективности налогового контроля за внедрение онлайн-касс

Показатель
2017
2018
2019
Темп роста, %
1. Проведено налоговых проверок за соблюдением требованием к ККТ, ед., в том числе
28978
6682
16734
57,75
по применению ККТ
22326
6641
15353
68,77
2. Начислено штрафных санкций, тыс. руб.
250139
49593,8
105730
42,27
Источник: составлено автором на основе: Сайт ФНС. Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 31.07.2020).

Согласно данным таблицы 2, происходит минимизация налоговых проверок в отношении предпринимателей, использующих ККТ. В 2017–2019 гг. размер штрафных санкций снизился более чем в два раза, а предприниматели стали более законопослушными и добросовестными в отношении применения онлайн-касс.

Заключение

Практика осуществления налогового контроля до недавнего времени соответствовала принципу эффективности налоговой системы и сокращения расходов на проведение выездных налоговых проверок не в полной мере.

Онлайн-кассы получают все большее распространение, поскольку они способствуют упрощению процесса передачи сведений о платежных операциях предпринимателей в налоговые органы. Статистический анализ, проведенный в работе, подтверждает минимизацию налоговых проверок в отношении предпринимателей, применяющих онлайн-кассы. Также на повышение социальной ответственности предпринимателей, применяющих онлайн-кассы, указывает снижение величины начисленных штрафных санкций.

За счет внедрения онлайн-касс оперативное получение информации о расчетах через операторов налоговых данных дает возможность свести к минимуму количество налоговых проверок для предпринимателей благодаря созданию соответствующей среды доверия между бизнесом и налоговыми органами.

[1] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в ред. 03.07.2018).

[2] Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. 27.12.2019).

[3] Сайт ФНС. Михаил Мишустин рассказал о новейших цифровых технологиях в налоговом администрировании на совместном международном семинаре ОЭСР и IOTA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6967758/ (дата обращения 31.07.2020).

[4] Сайт ФНС. Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 31.07.2020).


Источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.07.2020)
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в ред. 03.07.2018)
3. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. 27.12.2019)
4. Водопьянова В.А., Галицына В.С. Результативность налоговых проверок как показатель оценки качества налогового контроля в Российской Федерации//Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – Т. 11. – № 3. – С. 125-139.
5. Ворожейкина Т.М., Малахов С.С. Модернизация механизма налогового контроля как действенный фактор экономической стабильности России//Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019. № 6. С. 17-23.
6. Донцова А.Е. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования//Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 13 (31). С. 294-296.
7. Ибрагимова И.И., Фарманова Г.А. Организация налогового контроля//Наука среди нас. 2019. № 4 (20). С. 347-355.
8. Кольчугин Е.А., Малёнкина Т.М. Онлайн-кассы как новая эра развития бизнеса//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2019. № 17 (33). С. 70-76.
9. Кузнецова Т.В., Гайдук Н.В. Онлайн кассы//В сборнике: Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов XII международного форума. 2019. С. 27-30.
10. Медведева М.В., Матросова Ю.А. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля//Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. 2019. № 13. С. 57-60.
11. Мишанова Е.В., Кацуба Е.Е. Онлайн-кассы и их влияние на развитие электронного документооборота в современных условиях//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С. 118-124.
12. Наумова Е.А., Михеева А.В. Рост налоговых платежей в российский бюджет как показатель эффективности налогового контроля//Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. 2019. Т. 1. № 1. С. 65.
13. Парадеева И.Н., Кислова Е.Г. Развитие цифровизации налогового администрирования как элемент реформирования налоговой системы России//Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 4. С. 125-131.
14. Рябова А.Д. Анализ и повышение результативности и эффективности налогового контроля в РФ//Экономика и социум. 2020. № 3 (70). С. 473-479.
15. Тютюгина А.В., Демиденко О.В. Онлайн-кассы - инструмент налогового контроля или метод усиления санкционной нагрузки на хозяйствующие субъекты//Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 5 (95). С. 128-130.
16. Фоменко А.В. Онлайн-кассы как мера противодействия теневой экономике//В сборнике: Развитие бизнеса и финансового рынка в условиях цифровизации экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Н. Бурова. 2019. С. 40-42.
17. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Зоидов К.Х. Cистема налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности//Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 4-15.
18. Наталюк Н. Налоговый контроль-2019: ФНС подвела итоги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2019-fns-podvela-itogi/ (дата обращения 31.07.2020)
19. Онлайн-кассы в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online-kassa.ru/ (дата обращения 31.07.2020)
20. Сайт ФНС. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 31.07.2020)
21. Сайт ФНС. Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 31.07.2020)
22. Сайт ФНС. Михаил Мишустин рассказал о новейших цифровых технологиях в налоговом администрировании на совместном международном семинаре ОЭСР и IOTA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6967758/ (дата обращения 31.07.2020)

Страница обновлена: 06.01.2024 в 09:10:30