Vneshneekonomicheskie svyazi Respubliki Koreya: vyzovy i perspektivy dlya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti

Surkova A. A., Volkova Yu.P.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:



Введение

Республика Корея - одна из ведущих экспортноориентированных экономик мира, в 2024 году страна занимает 9 место в мировом экспорте товаров и 10 в мировом импорте товаров. [30]

Экономические интересы Республики Корея в значительной степени сосредоточены и зависимы от ее внешнеэкономических связей: ее географическое положение и исторические особенности формирования страны; обуславливают ведущую роль внешних факторов в обеспечении ее экономической безопасности. Эта зависимость делает её экономику особенно уязвимой к изменениям в мировой конъюнктуре. В последние годы Республика Корея столкнулась с комплексом серьезных вызовов: высокая концентрация торговых и инвестиционных связей с США и Китаем и угрозы, связанные с их торговыми спорами; зависимость от импорта критически важных ресурсов, особенно энергоносителей и сырья; сохраняющаяся геополитическая напряженность на Корейском полуострове, влияющая на инвестиционный климат; а также внутренние демографические проблемы, создающие долгосрочные вызовы для рынка труда и усиливающие зависимость от иностранной рабочей силы. Управление этими многогранными зависимостями и вызовами является ключевой задачей для поддержания экономической стабильности и безопасности страны. В связи с этим научно-практическим интересом был сформулирован следующий вопрос: какова роль и место внешнеэкономических связей Республики Корея в системе обеспечения ее экономической безопасности? Авторы предпринимают попытку ответить на данный вопрос сквозь призму анализа места РК в международной торговле, инвестициях, миграции. В ходе исследования были выявлены вызовы и угрозы, которые исходят от данных отношений, а также систематизированы современные институциональные механизмы нейтрализации угроз экономической безопасности Республики Корея. Не маловажным аспектом является исследование роли России как направления внешнеэкономических связей Республики Корея и ее роль в системе экономической безопасности.

Материалы и методы

Ведущие исследователи проблематики экономической безопасности являются Андронова И.В. [2], Сенчагов В.К. [8], Слюзов, С. С. [10], Иванов С. П. [3], Черняев О. С. [12], Гаврилов [1], Колесников [4], Рябова [7], Семенова [9], Степанов [11]

Вопросы экономической безопасности Республики Корея поднимаются такими авторитетными зарубежными учеными, как Сынджу Ли [32], Чон-Ран Чо [33], Бернхард Селигер [34], Вернер Паша [34]. Методология исследования состоит из исторических подходов к этапизации становления механизмов экономической безопасности Республики Корея, а также статистические методы анализа данных о международной торговле и инвестициях таких международных организаций, как Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Корейская международная торговая ассоциация (KITA) и Корейская статистическая служба (KOSIS).

Результаты исследования

Республика Корея, будучи одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира, в значительной степени обязана своим успехом глубокой интеграции в систему мирохозяйственных связей. Однако эта интеграция не была прямолинейным процессом; она стала результатом сложного исторического пути, на каждом этапе которого внешнеэкономические связи играли ключевую роль в формировании национальной экономической безопасности. Внешнеэкономические связи с момента основания Республики Корея формировались в условиях зависимости от крупных держав, в первую очередь США и Японии, и стали центральным элементом стратегии роста.

Первый период — колониальный (1910–1945 гг.), когда Корейский Полуостров находился под управлением Японии, стал основой модернизации её хозяйственной структуры. Именно в этот период началась индустриализация: были развиты железные дороги, химическая промышленность и модернизировано сельское хозяйство. Доля промышленного производства в ВВП возросла с 6% до 28%, при этом сократилась доля аграрного сектора с 76% до 41%. [16] Однако эта модернизация была подчинена интересам метрополии, а экономические выгоды преимущественно извлекались за пределами полуострова. Продукция и ресурсы вывозились в Японию, что формировало одностороннюю внешнеэкономическую зависимость.

Послевоенный этап (1948–1960 гг.) ознаменовался потерей большей части промышленного потенциала в результате разделения полуострова и началом политики импортозамещения. В условиях дефицита ресурсов и разрушенной экономики Республика Корея опиралась на финансовую помощь США, реализуемую через программы GARIOA (проект «Управление и помощь на оккупированных территориях») и ECA. [5, c. 12] Только за 1945–1948 гг. Республика Корея получила 410 млн долларов, в основном в виде продовольствия и сельскохозяйственного оборудования. [5] Это позволило восстановить базовую инфраструктуру и стабилизировать внутреннюю экономику. Уже в 1957 году ВВП страны достиг пика роста в 8,7%, однако при сокращении помощи в 1960 году темпы роста снизились до 2,1%. [19]

Третий этап (1960–1980 гг.) стал поворотным: страна реализовала стратегию экспортноориентированного роста. Под руководством Пак Чон Хи государство стимулировало экспорт, создавая льготы для национальных компаний. Начался процесс формирования чеболей (крупных семейных компаний-конгломератов) — Samsung, Hyundai, LG, ставшие ядром южнокорейского экспорта. Среднегодовой рост ВВП достигал 9,7% [19], при этом значительную долю в экспорте составляли трудоёмкие товары. Впервые Республика Корея выступает как самостоятельный игрок на мировых рынках.

С начала 1980-х годов начинается новый этап — либерализация и международная интеграция. Вступление в ВТО (1995) [6] и ОЭСР (1996) [22] подтверждает высокий уровень институциональной зрелости. Республика Корея подписывает «Базовый договор с Японией» (1965), получает инвестиции, развивается сталелитейный гигант POSCO. География внешнеэкономических связей расширяется: на арену выходят ЕС, Китай, страны АСЕАН.

Азиатский финансовый кризис 1997–1998 гг. выявил уязвимость перед глобальными рисками, но также стал триггером для реформ. После кризиса Республика Корея переходит к активной цифровизации, делает ставку на высокотехнологичные отрасли и укрепление финансового сектора.

Таким образом, история внешнеэкономических связей Республики Корея демонстрирует закономерный переход от модели зависимости к модели стратегической гибкости. На каждом этапе внешнеэкономическая активность формировала ключевые характеристики южнокорейской экономики: ориентацию на экспорт, высокую степень интеграции в глобальные рынки, технологическую модернизацию и диверсификацию партнёров. Эти черты стали неотъемлемыми элементами современного подхода к обеспечению экономической безопасности.

Вторая часть статьи посвящена детальному анализу внешнеэкономических связей Республики Корея, охватывающему четыре ключевых направления: международную торговлю, движение капитала, миграционные потоки и участие в международной помощи развитию. Данный раздел направлен на выявление не только количественных параметров вовлечённости страны в международную экономику, но и на качественную оценку устойчивости, рисков и перспектив её внешнеэкономической политики.

На современном этапе внешнеэкономическая деятельность Республики Корея представляет собой стратегически важную составляющую обеспечения её экономической безопасности. Международная торговля, как один из ключевых векторов вовлечённости страны в глобальные экономические процессы, продолжает оказывать существенное влияние на устойчивость корейской экономики. Согласно статистике Korea International Trade Association (KITA), в 2024 году Республика Корея занимала лидирующие места в мире по объемам торговли (экспорт и импорт), сохраняя активное сальдо внешней торговли. Однако, несмотря на формальную позитивную динамику, торговый баланс страны остаётся нестабильным. После длительного периода профицита, в 2022 и 2023 годах Республика Корея вновь столкнулась с дефицитом торгового баланса: -47,78 и -10,35 млрд долл. соответственно. Последний случай отрицательного сальдо наблюдался в 2008 году, на фоне Мирового кризиса, затронувшего весь мир. Современные причины дефицита торгового баланса в 2022-2023 году кроются, прежде всего, в росте цен на энергоресурсы (связанных с санкциями против России) [15], значительном удорожании импорта энергии (до 145 млрд долл. за первые восемь месяцев 2022 года) и резком снижении экспорта полупроводников (на 49,4% по сравнению с 2021 годом) (рис. 1)

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта товаров Республики Корея, в период с 2010 по 2024 год, в млрд долл. США

Fig. 1. Dynamics of exports and imports of goods of the Republic of Korea, in the period from 2010 to 2024, in billion US dollars

Источник: составлено автором по: KITA // Korea International Trade Association, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kita.org (дата обращения: 01.03.2024).

Дополнительным фактором дестабилизации внешней торговли стало значительное обесценивание южнокорейской воны по отношению к доллару США (снижение на 20% в 2022 году), что в комплексе с высокими ценами на энергоносители и снижением глобального спроса на ключевую экспортную продукцию РК, усугубило внешнеторговую уязвимость.

Отдельного внимания заслуживает влияние геополитических факторов, в частности, торгового соперничества между США и Китаем. Эти две державы являются крупнейшими партнерами Республики Корея по экспорту, и любое изменение в их отношениях оказывает ощутимое воздействие на южнокорейскую внешнеэкономическую политику. Если в 2010 году доля Китая в южнокорейском экспорте составляла 25,05%, а США — 11,11%, то в 2024 году Китай остаётся лидером (19,46%), но США значительно приблизились (18,69%) (рис. 2 и 3)

Рис. 2 и 3. ТОП-10 партнеров-импортеров Республики Корея в 2010 году (слева) и в 2024 году (справа), %.

Fig. 2 and 3. TOP 10 import partners of the Republic of Korea in 2010 (left) and in 2024 (right), %.

Источник: составлено автором по: KITA // Korea International Trade Association, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kita.org (дата обращения: 01.03.2024).

Южнокорейские экономисты говорят о вероятном росте американского импорта южнокорейских товаров до 10,4% в 2025 году, в то время как со стороны Китая прирост ожидается на уровне 6,6%. Этот тренд подтверждает постепенное смещение акцентов и стратегическое переориентирование на американский рынок, несмотря на долгосрочную доминанту Китая.

Среди других устойчивых торговых партнёров РК: Вьетнам, Гонконг (Китай), Тайвань (Китай), Япония, Индия, Сингапур. Особенно показателен рост доли Вьетнама — с 2,07% в 2010 году до 8,53% в 2024-м. Такой рост был обеспечен, в том числе, благодаря соглашению о свободной торговле (2015) и размещению производственных мощностей южнокорейских компаний (Samsung, LG) на территории Вьетнама. [17]

Секторальная структура экспорта Республики Корея характеризуется преобладанием товаров обрабатывающей промышленности — 85,82%. Основные категории включают телекоммуникационное оборудование (19,74%), транспортные средства (19,3%), химическую продукцию (15,06%) и продукцию горнодобывающего сектора (11,24%). На стабильность экспорта оказывает влияние рост спроса на продукцию ИТ-сектора, а также косметические и биомедицинские товары (рис. 4).

Рис. 4. Агрегированные группы экспортных товаров Республики Корея, в 2023 году, в %

Fig. 4. Aggregated groups of export goods of the Republic of Korea, in 2023, in %

Источник: составлено автором по: WTO // World Trading Organization, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stats.wto.org/ (дата обращения: 01.03.2024).

В 2024 году на фоне восстановления мировой экономики наблюдается рост по ключевым направлениям: экспорт полупроводников увеличился на 43,9% до 141,9 млрд долл., а экспорт биомедицинских товаров — на 13,1% до 15,1 млрд долл. Впервые за три года вырос экспорт ИТ-продукции. Также укрепляется экспорт автомобилей (70,8 млрд долл.), несмотря на внутренние забастовки, и судостроение (рост на 18%).

Импортная структура Республики Корея отражает ресурсную уязвимость экономики. В 2023 году Республика Корея импортировала преимущественно: топливо и полезные ископаемые (33,36%), промышленные товары (59,18%) и сельскохозяйственную продукцию (7,24%) (рис. 5). Доля импорта из Китая и США продолжает расти, однако темпы роста импорта из Китая превышают американские.

Долгосрочные партнёры-экспортёры Республики Корея — Япония, Саудовская Аравия, Тайвань (Китай), Австралия, Германия, ОАЭ и Катар. Некоторые страны, такие как Германия и Индия, сохраняют стабильные позиции. Однако ряд традиционных партнёров, таких как Индонезия и Австрия, уступили свои позиции новым поставщикам, в том числе Мексике и Австрии (рис. 6 и 7).

Рис. 5. Агрегированные группы импортных товаров Республики Корея, в 2023 году, в %

Fig. 5. Aggregated groups of imported goods of the Republic of Korea, in 2023, in %

Источник: составлено автором по: WTO // World Trading Organization, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stats.wto.org/ (дата обращения: 01.03.2024).

Рис. 6 и 7 рис. ТОП-10 партнеров-экспортеров Республики Корея в 2010 году (слева) и в 2024 году (справа), %.

Fig. 6 and 7. TOP-10 export partners of the Republic of Korea in 2010 (left) and in 2024 (right), %.

Источник: составлено автором по: KITA // Korea International Trade Association, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kita.org (дата обращения: 01.03.2024).

Несмотря на то, что Республика Корея демонстрирует устойчивую торговую активность и высокий уровень интеграции в мировую экономику. Однако сохраняющаяся зависимость от внешних рынков, узкая товарная и географическая структура торговли, а также растущая геополитическая напряженность между крупнейшими партнёрами — США и Китаем — создают риски для экономической безопасности.

Республика Корея выступает как одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций (ПИИ), так и активным инвестором за рубежом. Потоки капитала, как входящие, так и исходящие, играют ключевую роль в экономическом развитии страны, стимулируя модернизацию промышленности, создание рабочих мест и интеграцию в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Динамика прямых иностранных инвестиций характеризуется высокой волатильностью. За исследуемый период с 2010 по 2023 гг. наблюдаются как резкие подъёмы, так и спады. Например, в 2017 году объём исходящих ПИИ увеличился в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 51,04 млрд долл. США. В то же время, объём инвестиций, поступивших в страну, составил 12,7 млрд долл., что также свидетельствовало о росте на 70% (рис. 8). Рост был обеспечен активностью в сферах финансов, страхования, недвижимости, оптовой и розничной торговли.

Пандемия COVID-19 вызвала резкое снижение активности в 2020 году: чистый отток ПИИ составил 40,96 млрд долл. Однако восстановление было стремительным — уже в 2021 году южнокорейские ПИИ достигли 75,87 млрд долл., что на 32,8% выше показателя предыдущего года. В это время компании LG Energy Solution и SK On начали сотрудничество с американскими автопроизводителями General Motors и Ford, инвестируя в производство аккумуляторов для электромобилей. POSCO Chemical также вложила средства в создание производств материалов для EV в США.

Рис. 8. Динамика входящих и исходящих инвестиционных потоков Республики Корея, в период с 2010 по 2023 гг., в млн. долл.

Fig. 8. Dynamics of incoming and outgoing investment flows of the Republic of Korea, in the period from 2010 to 2023, in million dollars.

Источник: составлено автором по: OECD // Organisation for Economic Cooperation and Development, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-explorer.oecd.org (дата обращения: 05.03.2024).

Тем не менее, в 2023 году объём ПИИ сократился на 22,2%, составив 63,38 млрд долл. Снижение затронуло большинство секторов: финансы и страхование (-15,5%), обрабатывающая промышленность (-19,7%), недвижимость (-42,6%), торговля (-2,5%). Исключением стала горнодобывающая промышленность, где наблюдался рост инвестиций на 40,1%, до 3,38 млрд долл (рис. 9 и 10).

Анализ за десятилетие показывает, что структура исходящих ПИИ осталась относительно стабильной. В 2013 году 50,1% инвестиций приходилось на сферу услуг и 41,1% — на обрабатывающую промышленность. К 2023 году доля услуг увеличилась до 60,6%, в то время как доля промышленности сократилась до 28,9%. Лидерами остаются машиностроение и металлургия.

Рис. 9 и 10. Динамика исходящих инвестиционных потоков Республики Корея по секторам, в 2013 гг. (слева) и в 2023 гг. (справа), в %

Fig. 9 and 10. Dynamics of outgoing investment flows of the Republic of Korea by sector, in 2013 (left) and in 2023 (right), in %

Источник: составлено автором по: OECD // Organisation for Economic Cooperation and Development, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-explorer.oecd.org (дата обращения: 05.03.2024).

Инвестиционная привлекательность Республики Корея обеспечивается высоким уровнем образования, технологическим потенциалом, развитой инфраструктурой и банковской системой. Однако сохраняются и вызовы: сложные регуляции, высокая стоимость рабочей силы, демографические проблемы, зависимость от импорта сырья и нестабильная региональная геополитика.

В последние десятилетия страна стала особенно привлекательной для иностранных рабочих, благодаря высокому уровню жизни, стабильной экономике и растущему спросу на рабочую силу. [23] Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, с 2010 по 2020 годы миграционные потоки в Республику Корея демонстрировали стабильный рост в среднем на 1,09 раза. Однако пандемия COVID-19 вызвала спад: в 2021 году иммиграция снизилась до 221 тыс. человек, что стало минимальным значением за период, тогда как в 2018 году фиксировался пик — 495 тыс. человек. К 2022 году число иммигрантов восстановилось до 413 тыс., увеличившись в 1,4 раза по сравнению с 2010 годом (рис. 11).

Рис. 11. Динамика входящих и исходящих миграционных потоков, в период с 2010 по 2022 гг., в тыс. чел.

Fig. 11. Dynamics of incoming and outgoing migration flows, in the period from 2010 to 2022, in thousands of people.

Источник: составлено автором по: OECD // Organisation for Economic Cooperation and Development, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-explorer.oecd.org (дата обращения: 05.03.2024).

Основной причиной притока мигрантов является демографический кризис в стране: стремительное старение населения и низкая рождаемость привели к дефициту рабочей силы. По данным Министерства занятости и труда, Южной Корее угрожает закрытие многих компаний из-за нехватки сотрудников. [27] При этом иммиграционная политика страны остаётся сдержанной: несмотря на то, что в 2023 году численность иностранных рабочих достигла почти 1 млн человек, 78,8% из них трудятся в малых предприятиях (менее 50 сотрудников), и лишь 3% — в крупных компаниях. Это свидетельствует о том, что иностранцы в основном заняты на низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах в строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.

Южнокорейское общество рассматривает трудовых мигрантов преимущественно как экономический ресурс, игнорируя их культурные и социальные потребности. Это создаёт барьеры к интеграции: государственная политика предполагает ассимиляцию, а не интеграцию, и препятствует получению вида на жительство или гражданства. Примерно 85% иностранных рабочих виз выдаются низкоквалифицированным работникам по краткосрочным контрактам, что не способствует долгосрочной адаптации.

Миграционные потоки также изменились по структуре: если в 2010 году основным источником мигрантов был Китай (52,97%), то в 2023 году его доля сократилась до 27,54%. Зато значительно возросло число мигрантов из стран Юго-Восточной Азии — Вьетнама, Таиланда, Индонезии. Также в топ-10 впервые вошла Россия, что объясняется как военными событиями последних лет, так и историческим присутствием корейской диаспоры в РФ (рис. 12 и 13)

Рис. 12 и 13. Поток прибывших иммигрантов в Республику Корея по гражданству, в 2010 гг. (слева) и 2023 году (справа), в %

Fig. 12 and 13. Flow of immigrants arriving in the Republic of Korea by citizenship, in 2010 (left) and 2023 (right), in %

Источник: составлено автором по: KOSIS // Korean Statistical Information Service, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kosis.kr/eng/statisticsList/statisticsListIndex (дата обращения:10.03.2025).

Эмиграция граждан Республики Корея также претерпела изменения. После пика в 1976 году (более 46 тыс. человек), вызванного экономическим кризисом и политикой поощрения трудовой миграции на Ближний Восток, число эмигрантов постепенно снижалось. [27] К 2010 году оно упало ниже 1000 человек. Сегодня наблюдается тренд на возвращение граждан в страну из-за высокого уровня жизни, развитой инфраструктуры и социальной стабильности. США остаются основным направлением эмиграции (доля выросла с 86,4% до 88,9%), тогда как Великобритания, Франция и Австралия утратили свои позиции в топе, уступив Германии и Швеции.

В 2023 году Республика Корея занимала 14-е место среди крупнейших доноров официальной помощи развитию (ОПР) по программе OECD DAC, выделяя 0,18% от своего валового национального дохода. [13] Это обеспечило стране 28-е место в относительном выражении среди участников Комитета помощи развитию (DAC). Примечательно, что до 1995 года сама Республика Корея была получателем ОПР, а сегодня она активно делится своим опытом развития и выступает партнёром в международных программах поддержки.

Южнокорейская политика ОПР регулируется «Рамочным актом о международном сотрудничестве в целях развития» (Framework Act On International Development Cooperation), [14] впервые принятым в 2010 году и обновлённым в 2020 году. Этот документ определяет принципы и направления сотрудничества: сокращение бедности, защита прав человека и уязвимых групп, гендерное равенство, устойчивое развитие, гуманизм и укрепление международного экономического партнёрства. В рамках пятилетней стратегии (2021–2025 гг.) Республика Корея планирует увеличить объём помощи до 0,3% ВНД, сосредоточив 70% двусторонней помощи на 27 приоритетных странах, а также изменить соотношение грантов и кредитов до 60% и 40% соответственно.

Объёмы ОПР значительно увеличились: с 2010 по 2023 год выплаты выросли в 2,6 раза, достигнув 3 270,4 млн долл. (Рис. 14). Наибольшие темпы роста зафиксированы в 2016, 2021–2023 гг., что связано с реализацией новых стратегий. В 2023 году рост составил более 11%, а в 2024 году был утверждён рекордный бюджет в 6,3 трлн корейских вон (4,8 млрд долл.).

Рис. 14. Динамика ОПР, донор Республика Корея, в период 2010–2023 гг., в млн долл.

Fig. 14. Dynamics of ODA, donor Republic of Korea, in the period 2010–2023, in millions of dollars.

Источник: составлено автором по: OECD // Organisation for Economic Cooperation and Development, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-explorer.oecd.org (дата обращения:18.03.2025).

Региональные приоритеты сосредоточены на странах Азии (в частности, АСЕАН), Африке, Латинской Америке и Центральной Азии. Республика Корея реализует целевые инициативы, включая: «Новую северную политику» (2018), «Новую южную политику» (2020), «Индо-Тихоокеанскую стратегию» (2022) [21] и «Стратегию сотрудничества с Африкой» (2024). Благодаря этим инициативам структура получателей ОПР изменилась: если в 2010 году доминировали страны Азии (Вьетнам, Афганистан, Бангладеш, Камбоджа), то к 2023 году больше помощи стало поступать в Африку (Эфиопия) и Латинскую Америку (Сальвадор).

Азиатский регион по-прежнему остаётся главным получателем, на его долю в 2023 году пришлось 32% ОПР. Африке выделено 18%, а Латинская Америка остаётся наименее финансируемым направлением. Структура по секторам также изменилась: в 2010 году 50,1% приходилось на социальную инфраструктуру, 33,7% — на экономическую. В 2023 году приоритет сместился в сторону экономической инфраструктуры (43,4%), тогда как доля социальной уменьшилась до 35,3% (рис. 15 и 16).

Рис. 15 и 16. Динамика выплаты помощи (ОПР) по основным реципиентам, донор: Республика Корея, в 2010 гг. (слева) и 2023 году (справа), в %

Fig. 15 and 16. Dynamics of aid disbursement (ODA) by principal recipients, donor: Republic of Korea, in 2010 (left) and 2023 (right), in %

Источник: составлено автором по: OECD // Organisation for Economic Cooperation and Development, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-explorer.oecd.org (дата обращения:18.03.2025).

Крупнейшими секторами-получателями в 2023 году стали транспорт (1 686 млн долл.), образование (515 млн долл.) и здравоохранение (466 млн долл.). Особое внимание уделяется также водоснабжению и санитарии, а также горнодобывающей промышленности и туризму, которые демонстрируют значительный рост (рис. 17).

Республика Корея не только выполняет свои международные обязательства, но и извлекает выгоду из участия в ОПР. Исследования показывают, что увеличение ОПР на 10% может привести к росту экспорта примерно на 0,4%. Например, Бангладеш получает помощь на развитие транспортной отрасли, а оборудование поставляется из Южной Кореи. Многие реципиенты — это страны с растущими экономиками, активно взаимодействующие с Республикой Корея в торговле, такие как Вьетнам, Индия и Индонезия. ОПР также используется как инструмент укрепления экономической безопасности. Улучшение отношений с реципиентами способствует решению проблемы нехватки ресурсов и позволяет диверсифицировать поставщиков. Приоритетное внимание к странам с богатой ресурсной базой, таким как африканские государства, подчёркивает прагматичный подход Южной Кореи в международной политике развития.

Рис. 17. Динамика выплаты помощи (ОПР) по основным секторам, донор: Республика Корея, в период 2010–2023 гг., в %

Fig. 17. Dynamics of aid disbursement (ODA) by main sectors, donor: Republic of Korea, in the period 2010–2023, in %

Источник: составлено автором по: OECD // Organisation for Economic Cooperation and Development, 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data-explorer.oecd.org (дата обращения:18.03.2025).

Таким образом, анализ ключевых направлений внешнеэкономической деятельности Республики Корея позволяет сделать вывод о её активной и многомерной интеграции в глобальные экономические процессы. Современная стратегия страны опирается на диверсифицированный инструментарий — от международного движения капитала до трудовой миграции и официальной помощи развитию — и направлена не только на укрепление национальной конкурентоспособности, но и на повышение устойчивости в условиях глобальной турбулентности.

Рост исходящих прямых инвестиций в технологически развитые страны, расширение географии миграционных потоков, а также институционализация участия в системе ОПР свидетельствуют о высоком уровне зрелости внешнеэкономической политики Республики Корея. Наряду с этим, наблюдается растущая связь между экономической экспансией и геополитическими приоритетами страны, что проявляется в перераспределении потоков капитала и помощи в пользу государств с важным ресурсным, логистическим или торговым потенциалом. Однако, существующие угрозы экономической безопасности, формирующиеся от внешнеэкономической деятельности, говорят и об негативной стороне интеграции страны в мировую экономику. В ходе исследования были выделены зависимости страны от импорта стратегически важных ресурсов, демографический кризис, как торговая, так и инвестиционная зависимость Республики Корея от главных партнеров страны - США и Китая, а также нарастающий геополитический конфликт на Корейском полуострове.

Анализируя проблемные места и перспективные направления внешнеэкономических связей РК, можно сделать вывод о том, что национальная экономическая безопасность страны по-прежнему уязвима перед рядом структурных, внешнеполитических и геоэкономических вызовов.

В условиях глобальной нестабильности и нарастающей конкуренции на международной арене Республика Корея применяет широкую палитру инструментов, направленных на укрепление устойчивости своей экономики и снижение зависимости от внешних шоков. Среди наиболее значимых угроз, влияющих на экономическую безопасность страны, следует выделить критическую зависимость от конъюнктуры торгово-экономических отношений с США и Китаем — двумя крупнейшими партнёрами, доля которых в экспортно-импортных потоках достигает совокупно почти 40%. Такая концентрация торговых связей делает Республику Корею чувствительной к торговым спорам между этими державами, что особенно проявилось в период обострения американо-китайской конкуренции в 2020-е годы. Кроме того, сохраняется высокая уязвимость цепочек поставок, особенно в сегментах высокотехнологичного оборудования и полупроводников, а также зависимость от импорта ключевых ресурсов — нефти, газа, редкоземельных элементов и продовольствия.

Республика Корея предпринимает целенаправленные шаги по укреплению экономической безопасности: с 2023 года принят ряд специализированных законов, включая «Закон о специальных мерах по повышению конкурентоспособности цепочек поставок» и «Рамочный закон о поддержке экономической безопасности» [18], предусматривающих создание координационных структур, резервных фондов и налоговых стимулов для национальных производителей. Активное участие Республики Корея в международных инициативах, таких как IPEF и стратегия CHIP 4, также является частью ответных мер на вызовы глобального масштаба.

Тем не менее, в текущей стратегии Республика Корея сохраняется недооценка ряда внутренних рисков. В частности, долгосрочные демографические изменения — старение населения и снижение рождаемости — оказывают негативное влияние на устойчивость трудового ресурса и увеличивают зависимость от миграционного притока. Кроме того, глубокая политико-экономическая зависимость от США ставит под сомнение стратегическую автономность страны, особенно в условиях санкционного давления и международных конфликтов, в которых Республика Корея оказывается вынуждена занимать сторону, что противоречит принципу нейтралитета во внешней политике.

Наиболее перспективными направлениями усиления внешнеэкономической безопасности являются:

· Диверсификация внешнеэкономических связей, включая наращивание торгово-инвестиционного взаимодействия с государствами Юго-Восточной Азии, Индией, странами Африки и Ближнего Востока;

· Развитие «стратегических отраслей будущего», таких как биотехнологии, квантовые технологии, искусственный интеллект и «зелёная» энергетика, в которых Республика Корея стремится занять лидирующие позиции на международном уровне;

· Формирование национальных резервов критически важных ресурсов и развитие собственной ресурсной базы в партнерстве с развивающимися странами;

· Институциональное укрепление управления рисками, включая разработку всеобъемлющей Стратегии экономической безопасности и расширение аналитических и прогностических центров при правительстве.

Обсуждение

Главной целью этого исследования было освящение проблемы влияния внешнеэкономических факторов, которые неизбежно появляются в процессе интеграции страны в мировую экономику, на экономическую стабильность государства. В это же время Республика Корея является идеальным примером того, как страна, некогда бедная, смогла совершить серьезный экономический, скачек опираясь именно на внешнеэкономические отношения. Однако теперь, исторически сложившиеся связи оказывают определенное влияние на экономику суверенного государства и не всегда в положительном ключе. Основной акцент в данной работе идёт на угрозы эконом безопасности, возникающие больше от внешней торговли, в частности торговли и партнерства Республики Корея с США и Китаем несмотря на то, что работа освещает четыре основных направления внешнеэкономической деятельности Республики Корея. Вектор данного исследования схож с рассуждениями таких авторов, как Иванов С. П. [3], Сенчагов В. К. [8], Черняев О. С. [12]. Вместе с тем если в ряде работ, упомянутых в исследовании (например, у Андроновой И. В. и Гусакова Н. П. [2]) акцент сделан на внутренние институциональные аспекты и стратегию, направленную на минимизацию уязвимости, то в данной работе акцент смещён в сторону практической оценки текущих угроз, таких как зависимость от внешней торговли с США и Китаем, нестабильность инвестиционных потоков и демографическое давление. В сравнении с зарубежными подходами (например, в работах Seungjoo Lee и Werner Pascha) авторы демонстрируют, что корейская модель воспринимается как высокоадаптивная, но системно уязвимая, особенно в контексте геоэкономических и геополитических рисков. Данное исследование поддерживают мнение о необходимости институциональной диверсификации партнёрств, но дополняют его конкретными статистическими доказательствами влияния торговой зависимости от двух крупнейших партнёров — США и Китая.

Отличительной чертой данного исследования является акцент на четырёхмерную структуру внешнеэкономической активности — торговлю, инвестиции, миграцию и официальную помощь развитию. Такой подход позволил выявить дополнительные зависимости и отразить системную взаимосвязь между экономической уязвимостью и внешнеэкономическими потоками. В рамках работы не были рассмотренны нполитический аппарат страны, как один из существеннейших факторов, влияющих на экономическую безопасность страны, с точки зрения политики государства и ее направления, а так же крупнейшиие южнокорейские конгломераты – чеболи; которые составляют основу экономики Республики Корея, и которые в свою очередь принимают основной удар от внешнеэкономических связей страны В данной работе сочетаются подходы к исследованию внешнеэкономических факторов Республики Корея и их влияние на экономическую безопасность страны. Несмотря на существующие дополнения, работа считается полноценной и законченной.

Заключение

Несмотря на то, что Республика Корея – это развитое государство, производство которого считается высококонкурентным, а приоритетным направлением производства является высокотехнологическая отрасль и услуги, страна все равно сталкивается с трудностями и с угрозами для своей экономической безопасности. Даже то, что правительство страны крайне эффективно с экономической точки зрения и своевременно регулирует экономику с помощью законов и экономических инициатив, не является исчерпывающим фактором для минимизации внешних угроз. Скорее наоборот, получив независимость и начав свое стремительное развитие, страна с каждым новым этапом модернизации экономики, сталкивалась все с большим количеством проблем. Анализ данного кейса поможет в будущем предугадывать поведение экономики страны, оказавшейся в схожей экономической и геополитической ситуации.

Детальное изучение вовлеченности Республики Корея в мировую экономику выявило ряд ключевых особенностей и зависимостей. В международной торговле наблюдается зависимость от экспорта высокотехнологичной промышленной продукции, неустойчивость к ресурсным кризисам, а также высокая зависимость от двух главных партнеров – США и Китая. В сфере международного движения капитала характерны нестабильность потоков прямых иностранных инвестиций и заметное смещение географии инвестиций в последние годы. Миграционные процессы отражают демографические вызовы страны – острую потребность в иностранной рабочей силе из-за старения населения, нарастающую зависимость от импорта рабочей силы и низкая рождаемость. Наконец, в области официальной помощи развитию Республики Корея показала себя в роли донора, наращивающего объемы помощи и расширяя географию. Совокупность этих факторов формирует основные вызовы для экономической безопасности Республики Корея.

В ответ на эти вызовы правительство Республики Корея разрабатывает и внедряет механизмы обеспечения экономической безопасности, фокусируясь на диверсификации и стабилизации цепочек поставок, поддержке национальных технологических лидеров, укреплении стратегического партнерства с США и Японией и поиске новых направлений сотрудничества. Тем не менее, анализ показывает, что некоторые существенные угрозы, в частности, связанные с демографией и глубокой зависимостью от политики США, могут недооцениваться в рамках текущих стратегий.


Страница обновлена: 16.07.2025 в 12:19:59