Российско-германские взаимоотношения в условиях глобальной цифровизации и пандемии COVID-19: состояние и перспективы развития

Дудин М.Н.1
1 Институт проблем рынка РАН

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Дудин М.Н. Российско-германские взаимоотношения в условиях глобальной цифровизации и пандемии COVID-19: состояние и перспективы развития // Экономические отношения. – 2021. – Том 11. – № 2. – doi: 10.18334/eo.11.2.111488.

Аннотация:
В публикации рассматриваются актуальные тренды российско-германских отношений в условиях глобальной цифровизации. Констатируется, что для активизации конкурентных преимуществ, которые дает цифровизация национальной экономики каждой из стран, важно развивать взаимодействие между государствами. Положительно оценивается инициатива межгосударственного сотрудничества в цифровой сфере GRID, взаимодействие на уровне предпринимательских структур. Подтверждено, что у российско-германских проектов в сфере цифровизации имеется ярко выраженный потенциал развития, в сравнении с аналогичными значениями по выборке высокотехнологичных предприятий России и Германии. Указывается на необходимость вывода инициативы GRID на межправительственный уровень, определяются перспективные направления развития двустороннего сотрудничества, которое призвано восполнять выявленные в публикации отставания каждого из государств-партнеров в потенциале и достижениях в сфере цифровизации.

Ключевые слова: глобальная цифровизация, цифровая экономика, Индустрия 4.0, российско-германское сотрудничество, устойчивое развитие, инициатива GRID, пандемия COVID-19

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Социально-экономическое и научно-технологическое развитие на различных уровнях управления в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России».

JEL-классификация: O31, O33, Q01, F01, F15



Введение

Цифровизация, глобальное явление экономики и общества 2010-х годов, оказывает драматическое влияние на преобразования во всех сферах социального бытия. Помимо прочего, под влиянием цифровизации трансформируются межгосударственные экономические и политические отношения. Постоянно растет оборот внешней торговли товарами и услугами, производимыми цифровой экономикой, инструменты и достижения цифровизации опосредуют, собственно, процессы международного экономического обмена, а также иные аспекты межгосударственных отношений. Для обеспечения глобальной конкурентоспособности в актуальных условиях видится исключительно важным формировать и развивать международную, межгосударственную кооперацию, на что указывают материалы целого ряда авторитетных исследований [1–3] (Lyashenko, Pidorycheva, 2019; Kotka, Vargas, Korjus, 2020; Karpova, Mayburov, 2019).

На перекрестках указанных тенденций находятся двусторонние общественно-экономические отношения, складывающиеся между государствами, от эффективного взаимодействия которых в значительной степени зависят мировой порядок и экономический прогресс в эру глобальной цифровизации. Таковыми, на наш взгляд, выступают Российская Федерация и Федеративная Республика Германия. Исторический опыт показывает, что несмотря на все противоречия, от динамизма и устойчивости отношений между Россией и Германией во все времена зависела и будет зависеть стабильность в Европе.

В условиях нового витка напряженности между Россией и странами ЕС отдельными акторами международной политики и права предпринимаются попытки ревизии фундаментальных основ российско-германских взаимоотношений. Подобный подход мы считаем неправильным и даже вредным в контексте стремительного развития глобальной цифровизации и исторического шанса для прорыва в социально-экономическом развитии, который она предоставляет. В рамках настоящей статьи мы обоснуем данный подход, раскрыв экономические аспекты развития российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации.

Пандемия заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией SARS nCoV2 (далее по тексту – пандемия COVID-19), приводит к существенным трансформациям в условиях международного сотрудничества [4–9] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Dudin Lyasnikov, 2020; Tsvetkov, Dudin, 2020; Osama Ali Maer, Mun, Fatma Dzhikha, 2020; Pechatkin, 2020; Torkanovskiy, 2020). Между тем сама специфика цифровизации предопределяет ее активное использование для целей успешного сосуществования общества и бизнеса в условиях сформировавшихся социальных препятствий. Контекст функционирования и развития совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации в условиях пандемии представляет значительный исследовательский интерес и будет рассмотрен в рамках настоящей публикации, целью которой выступает комплексный анализ актуального состояния и перспектив развития двусторонних российско-германских отношений в условиях глобальной цифровизации и пандемии COVID-19.

Методы и материалы исследования

Исследование построено на системно-структурном подходе к описанию явлений объективной действительности. Для целей эмпирической оценки результативности и состояния развития (динамизма, устойчивости) российско-германского сотрудничества в сфере инноваций в цифровой экономике был проведен выборочный экономико-статистический анализ средней годовой динамики ключевых показателей (валовая выручка, доля экспорта в валовом товарообороте, рентабельность по чистой прибыли, число созданных рабочих мест) за период 2015–2019 гг. следующих экономических субъектов:

- 20 совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации;

- соответствующие значения релевантных показателей 41–60 перцентилей из случайной выборки из следующего числа предприятий высокотехнологичной группы (124 публичные компании высокотехнологичного типа Российской Федерации; 210 публичных компаний высокотехнологичного типа Российской Федерации).

Источниками данных послужили материалы публичной отчетности компаний (корпораций), представленной на корпоративных сайтах, а также материалы анкетирования руководителей компаний и направлений. Статистическая обработка данных проводилась с использованием процессора электронных таблиц на основе проверки статистической значимости полученных результатов: расчета значимости различий средних значений согласно t-критерию Стьюдента для независимых переменных.

Применение представленной методологии нацелено на получение наиболее достоверных и полных сведений об экономических показателях, характеризующих эффективность российско-германского сотрудничества в сфере цифровизации, в том числе в сравнении с аналогичной деятельностью, осуществляемой в самостоятельном порядке.

В условиях трансформаций деловой среды и экономических связей, детерминированных пандемией COVID-19, проведено уточняющее исследование, в рамках которого представителям совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации предлагалось оценить (путем дистанционного анкетирования) текущие и перспективные изменения отдельных ключевых экономических показателей. При фактическом отсутствии иных источников релевантных данных, обеспечивающих адекватное описание наблюдаемых явлений, данный подход видится авторам наиболее объективным в контексте поставленной цели.

Результаты исследования

Вопросам взаимоотношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия посвящены многочисленные исследования политологов, социологов, юристов, экономистов. Существует полный спектр мнений по поводу взаимоотношений между двумя странами. При этом на позиции исследователей нередко влияют особенности текущей политической конъюнктуры, включая расклады в состоянии геостратегического противоборства [10] (Wood, Henke, 2018).

Нельзя не отметить, что современность двусторонних отношений характеризуется высоким градусом напряженности, привнесенной во многом извне. И хотя Российскую Федерацию нередко воспринимают как противника Европейского союза, однако, традиционно Россия и Германия – стратегические партнеры на долгосрочном временном промежутке [11], и несмотря на взаимные ограничительные меры, ФРГ остается одним из ключевых внешнеэкономических партнеров Российской Федерации [12].

Многолетний опыт изучения проблематики российско-германских взаимоотношений позволяет констатировать исключительную важность дальнейшего расширения и углубления германо-российского сотрудничества, исходя из глубокого убеждения необходимости сохранения и развития особой исторической взаимосвязи народов Германии и России, в том числе для судеб Европы и мира [13] (Stelzenmuller, 2009).

Трансформации, вызываемые глобальными трендами цифровизации, могут выступить драйвером развития и укрепления контактов между двумя странами. Страны заинтересованы в обеспечении международной конкурентоспособности экономик, их интенсивном, сбалансированном и динамичном развитии и росте. Правительства обоих государств реализуют активную политику по поддержке цифровизации как в производственной сфере, так и в сервисной отрасли. Глобальная цифровизация также формулирует значительные угрозы, связанные, прежде всего, с тем, что упущенные возможности трансформаций в условиях цифровой экономики могут повлечь за собой неустранимое отставание от глобальных лидеров экономического роста.

Стремительное развитие технологий, характерное для эпохи цифровизации, не дает времени на монотонный поиск «собственного пути» национальной экономики. Прорывные решения могут быть найдены в тесном сотрудничестве и взаимодействии с субъектами цифровизации из числа представителей экономик других стран, и в этом контексте развитие российско-германского сотрудничества может обеспечить тот синергетический эффект, положительные последствия которого благотворно скажутся на развитии всего европейского региона.

При этом вопросы российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации специальному изучению, по сути, не подвергались, что видится неправильным. Отчасти данная ситуация обусловлена, по нашему мнению, сочетанием двух факторов: общего охлаждения внешнеполитической конъюнктуры во взаимоотношениях между странами ЕС и Россией, а также запаздывающего научного интереса к вопросам цифровизации как таковым.

Приступая непосредственно к изучению роли цифровых трансформаций в развитии взаимоотношений между Россией и Германией, представляется целесообразным отметить следующее.

Германский опыт развития и содействия цифровизации национальной экономики значительно шире российского, и российская сторона объективно заинтересована в его масштабной рецепции, хотя и со своей стороны может предложить германским партнерам уникальные идеи и решения в диджитал-сфере.

В ФРГ всесторонняя поддержка развития цифровизации оказывается с средины 2000-х годов в рамках стратегии государственно-частного партнерства «Высокие технологии». В рамках заключенного в конце 2013 г. коалиционного договора между партиями СДПГ и блоком ХДС/ХСС содержится раздел «Цифровая повестка 2014–2017» [14] (Hartwig, Kroneberg, 2017), в котором указаны принципы межведомственного и межсекторного взаимодействия в сфере цифровой экономики; именно в тотальной интенсификации взаимодействий ведущие политические силы Германии видели резервы для прорыва в трендах цифровизации. Институциализация управления взаимодействиями в сфере цифровизации осуществлена путем создания и в рамках последующей деятельности Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры, которое в сотрудничестве с министерствами, ответственными за управление в сферах образования и науки, а также экономики и энергетики, разработало стратегию развития информационных и коммуникационных технологий, предусматривающую тотальное ускорение процессов цифровизации в ФРГ в сочетании с повышением уровня кибернетической безопасности, а также защиты инноваторов от промышленного и иного коммерческого шпионажа.

Системные меры «Цифровой повестки 2014–2017» касались интенсивного развития Индустрии 4.0 – напомним, что в концептуализации парадигмы IV технологической революции, драйверами которой выступают отрасли Индустрии 4.0, значительную роль сыграли германские ученые-практики, а федеральное правительство первым на мировом уровне в начале 2010-х годов документально оформило и приступило к реализации мер по адаптации национальной промышленности к предстоящим трансформациям, а равно как по поддержке малого и среднего бизнеса в эру цифровизации [14] (Hartwig, Kroneberg, 2017). Для взаимодействия между представителями «тройной спирали» инновационной среды (государства, бизнеса и университетов) создана и успешно функционирует сетевая платформа Plattform Industrie 4.0 [15]. Германские отраслевые решения, а также действия правительства в сфере управления экономическим развитием в эпоху цифровизации послужили прообразами для аналогичных действий правительств и коммерческого сектора многих государств мира [16].

В Российской Федерации системное видение развития национальной экономики сформулировано относительно недавно ­­­­– в виде программного документа правительства страны оно оформлено в средине 2017 г. (программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающая реализацию комплекса мероприятий по цифровизации отраслей экономики, включая тиражирование концепции «Умный город», диджитализацию государственного управления, образования и охраны здоровья, создание условий для развития цифровой экономики и Индустрии 4.0, а также инструментов и институтов управления цифровизацией [17] (Shneps-Shneppe, Sukhomlin, Namiot, 2018)).

Что касается корпоративного сектора двух стран, то могут быть выделены компании – безусловные лидеры цифровизации (в ФРГ – Siemens, SAP, Bosch, Volkswagen Group, в России – «Цифра», «КамАЗ», РЖД, «КРОК», «Газпром нефть», государственные корпорации «Росатом», «Ростех» и др. В последние годы активными проводниками цифровизации становятся российские финансовые корпорации, такие как «Сбербанк»). Примечательно, что все упомянутые компании активно участвуют в межстрановой российско-германской кооперации в сфере цифровой экономики и Индустрии 4.0, причем степень заинтересованности партнеров, как думается, наглядно иллюстрируется числом совместных проектов, оценка которых приведена на рисунке 1.

Приведем лишь некоторые ключевые примеры в данной сфере.

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) становится в последние годы ключевой площадкой для переговоров и выдвижения двусторонних инициатив в рамках кооперации в сфере цифровизации. Другие важные площадки для переговоров и взаимодействия – выставки и ярмарки достижений в сфере промышленности, высоких технологий и др., такие как традиционная Ганноверская промышленная ярмарка и др. [18].

Рисунок 1. Динамика числа совместных российско-германских проектов коммерческого сектора в сфере цифровизации, по году начала инициативы, ед. Источник: составлено автором по результатам контент-анализа публикаций AHK.

Институционализация и концептуализация российско-германского партнерства в сфере цифровой экономики началась с инициатив Siemens AG и ее российской дочерней компании в партнерстве с российской транспортной монополией ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Siemens AG осуществляет сотрудничество в цифровой сфере не только с РЖД, но и с такими компаниями, как КамАЗ, которым для целей модернизации оборудования передаются инновационные решения стратегии Индустрия 4.0, такие как «Умная фабрика» и «Цифровое производство». С 2017 года в сотрудничестве с Министерством промышленности и торговли РФ Siemens реализует программу формирования единого цифрового пространства промышленности РФ на основе открытой системы промышленного Интернета вещей Mind Sphere (разработки Siemens, направленной на решение задачи объединения реального и цифрового миров [19]).

Другая германская корпорация – SAP, стала для клиентов «цифровым акселератом»: вместе с партнерами они создают новые решения, открывают инновационные лаборатории, адаптируют под специфику российского бизнеса глобальные концепции Индустрии 4.0 [20].

Безусловный интерес у представителей сферы муниципального управления Германии вызвали представленные на XV Конференции городов – партнеров Германии и России (июнь 2019 г.) российские разработки по направлению «Цифровой город»: агентство DW цитирует участников мероприятия, которые не только констатируют отставание практики немецкого управления городами, но и интерес муниципальных управленцев к обмену релевантным опытом [21].

Тем самым в обеих странах имеются как инициаторы и активные субъекты диджитализации национальных экономик, так и основы для межстранового взаимодействия. Более того, под воздействием глобальных процессов цифровизации, а также коммерческих инициатив в сфере сотрудничества германских и российских предприятий в диджитале формируются институты межстранового взаимодействия. Инициативу в данной сфере проявляют как представители коммерческого сектора, так и неправительственные организации – объединения предпринимателей; при этом представители государства все чаще демонстрируют интерес к функционированию таких институтов, в особенности высшие должностные лица российского правительства. Особую роль в развитии российско-германских связей по линии цифровизации играет Германо-Российская инициатива по цифровизации экономики (GRID), начало которой было положено в 2017 году. Ключевым назначением инициативы GRID выступает объединение усилий публичного и частного секторов двух стран в развитии цифровой экономики и Индустрии 4.0 [22]. В числе долгосрочных целей инициативы GRID установлены помимо прочего: активизация двустороннего диалога на наивысшем публично-политическом уровне для использования передового европейского опыта и наилучших практик в сфере инноватики и цифровизации; ускорение цифровой трансформации российской экономики; обеспечение широкого присутствия компаний – участников инициативы на рынках государств – партнеров GRID; содействие российским предпринимателям в реализации стратегии цифровизации экономики. В настоящее время инициатива GRID находится на первом этапе своей реализации; с определенным успехом проводятся конгрессно-выставочные мероприятия, мероприятия по обмену опытом [23–25], интенсивность которых сдерживается в период пандемии COVID-19.

Для оценки развития сотрудничества авторами проведен экономико-статистический анализ состояния и потенциала российско-германского сотрудничества в сфере цифровизации на основании анализа индикаторов устойчивого функционирования проектов в данной сфере.

В соответствии с представленными в таблице 1 результатами проведенной оценки результативности и состояния развития российско-германского сотрудничества в сфере инноваций в цифровой экономике представляется возможным говорить о следующем.

Таблица 1

Средние значения ежегодного прироста ключевых показателей устойчивого развития отдельных субъектов высокотехнологичного бизнеса РФ и ФРГ в 2015–2019 гг., %

Показатели динамики
2015
2016
2017
2018
2019
Среднее за 5 лет
Цифровые проекты РФ – ФРГ
Прирост валовой выручки
4,54
5,98
7,94
9,04
9,43
7,39
Прирост доли экспорта в валовом товарообороте
5,77
-6,45
1,94
6,00
-2,00
1,05
Прирост рентабельности по чистой прибыли
3,12
4,78
7,87
8,91
9,02
6,74
Прирост числа созданных рабочих мест
3,14
5,16
5,56
5,87
5,90
5,13
Высокотехнологичные предприятия РФ
Прирост валовой выручки
4,23
5,14
7,89
6,67
8,19
6,42
Прирост доли экспорта в валовом товарообороте
19,93
-16,08
-10,48
-1,68
-10,10
-3,68
Прирост рентабельности по чистой прибыли
0,56
3,44
7,12
6,61
7,06
4,96
Прирост числа созданных рабочих мест
-1,21
0,23
3,14
2,14
2,87
1,43
Высокотехнологичные предприятия ФРГ
Прирост валовой выручки
5,15
6,21
6,61
7,14
7,17
6,46
Прирост доли экспорта в валовом товарообороте
-0,09
-2,46
3,11
-1,46
-3,57
-0,89
Прирост рентабельности по чистой прибыли
4,44
5,35
5,67
6,29
6,57
5,66
Прирост числа созданных рабочих мест
2,13
2,23
2,32
2,29
2,31
2,26
Источник: рассчитано автором по данным публичной отчетности компаний (20 совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации, представителей 41–60 перцентилей из случайной выборки из следующего числа предприятий высокотехнологичной группы РФ и ФРГ), дополненных материалами анкетирования руководителей компаний и направлений).

По всем наблюдаемым экономическим показателям у российско-германских проектов в сфере цифровизации наблюдаются, во-первых, лучшие значения (по всем четырем наблюдаемым показателям наблюдаются средние пятилетние значения прироста по совместным проектам в цифровой сфере), и во-вторых, их устойчивый и, как правило, динамический характер (рост показателей).

Особо наглядными представляются соответствующие отличия между совместными цифровыми проектами и высокотехнологичными предприятиями Российской Федерации, иллюстрируя значимость и экономическую эффективность международной кооперации в цифровую эпоху.

В частности, динамика наблюдаемых показателей у высокотехнологических предприятий РФ во многом может объясняться конъюнктурой внешней среды: в 2015–2016 годах наблюдается ставший следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры спад интенсивности хозяйственной деятельности, ее результативности, а также – как реакция на соответствующий спад – снижение потребностей в ресурсах (включая человеческие), выраженное в сокращении численности рабочих мест.

Напротив, ввиду того, что одной из характеристик кризиса выступило ослабление курса российского рубля, это отразилось на активизации экспорта, увеличении его доли, в том числе в сугубо статистическом аспекте, ввиду пересчета курса валют. Соответствующие колебания показателей у германских высокотехнологичных предприятий не наблюдались, однако в рассматриваемый период отсутствовали влияющие на них негативные внешние экстерналии, и в целом ввиду динамизма и устойчивости национальной экономики наблюдается благоприятное средовое воздействие на развитие высокотехнологичного бизнеса в ФРГ. Влияние негативных внешних факторов на совместные цифровые проекты было практически нивелировано, хотя, безусловно, имело место.

По всей видимости, речь идет о положительном воздействии, оказанном посредством принятия рациональных управленческих решений, а также о влиянии совместного финансирования проектов, обеспечившего их устойчивость в кризисный период.

Совокупность факторов позволила достигнуть значимых положительных результатов экономической деятельности совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации: среднегодовой прирост валовой выручки в базисных ценах составил 7,39% с устойчивым ежегодным приростом.

Доля экспорта в валовом товарообороте по совместным цифровым проектам колебалась в связи с изменениями конъюнктуры, однако менее значительно, чем по российским высокотехнологичным предприятиям, с итоговым среднегодовым приростом за пять лет на 1,05% (по высокотехнологичным предприятиям РФ – снижение на 3,68%). Средний годовой прирост рентабельности, исчисляемой по чистой прибыли, у совместных проектов в сфере цифровизации составил 6,74%, достигнув значения 9,02% в 2019 году.

Наконец, существенно более высоким является ежегодный (и среднегодовой) прирост числа созданных рабочих мест – по совместным российско-германским проектам в сфере цифровизации среднегодовой прирост числа созданных рабочих мест за период составил 5,13%, что помимо прочего характеризует значительный вклад в местную экономику.

Примечательно, что ряд исследованных взаимосвязей являются статистически достоверными, обеспечивая возможность рассмотрения полученных результатов не только в качестве иллюстрации состояния и перспектив двухстороннего сотрудничества в цифровой экономике, но и как надежное руководство для разработки мер и инструментов публичной и корпоративной политики развития цифровизации через инструментарий международного взаимодействия, включая сотрудничество, в том числе в форме кооперации:

- между среднегодовым приростом валовой выручки у совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации (7,39%±1,19% за пять лет), с одной стороны, и высокотехнологичных предприятий РФ (6,42%±3,12%, t-критерий Стьюдента 2,987, p <0,01) и ФРГ (6,46%±1,22%, t-критерий Стьюдента 2,176, p <0,05) (рис. 2);

- между среднегодовым приростом доли экспорта в валовом товарообороте российско-германских проектов в сфере цифровизации (1,05%±0,76% за пять лет), с одной стороны, и высокотехнологичных предприятий РФ (-3,68%±0,67%, t-критерий Стьюдента 3,122, p <0,01);

- между среднегодовым приростом числа созданных рабочих мест российско-германских проектов в сфере цифровизации (5,13%±1,02% за пять лет), с одной стороны, и высокотехнологичных предприятий РФ (1,43%±0,45%, t-критерий Стьюдента 2,989, p <0,01).

Рисунок 2. Средние значения ежегодного прироста объема валовой выручки у отдельных субъектов высокотехнологичного бизнеса РФ и ФРГ в 2015–2019 гг., % Источник: рассчитано автором по данным публичной отчетности компаний (20 совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации, представителей 41–60 перцентилей из случайной выборки из следующего числа предприятий высокотехнологичной группы РФ и ФРГ), дополненных материалами анкетирования руководителей компаний и направлений.

В условиях пандемии COVID-19, безусловно, были нарушены многочисленные внутренние и внешние системно-структурные связи между субъектами инновационной, производственной и инвестиционной деятельности, что в известной мере снизило интенсивность и затормозило развитие проектов в сфере цифровизации. Между тем, руководствуясь мнением представителей совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации, можно констатировать, что в целом пандемия COVID-19, по всей видимости, лишь приостановила экономическое развитие проектов без формирования необратимых последствий в данной сфере. Так, в таблице 2 представлены оценки изменения наблюдаемых параметров экономического развития совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации в 2020 году в сравнении с 2019 годом, а также мнения о периоде ориентировочного восстановления показателей на уровне 2020 года.

Таблица 2

Самооценка ключевых показателей устойчивого развития совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации в условиях пандемии COVID-19 и перспектив выхода на докризисные значения (средние значения по 20 опрошенным руководителям проектов, %)

Показатели
2020 к 2019
Прогноз срока восстановления значений к уровню 2019 года
Прирост валовой выручки
-4,50%
III кв. 2020
Прирост доли экспорта в валовом товарообороте
5,15%
- (снижение отсутствует)
Прирост рентабельности по чистой прибыли
-5,37%
II кв. 2021
Прирост числа созданных рабочих мест
-4,10%
IV кв. 2021
Источник: рассчитано автором по данным анкетирования руководителей компаний и направлений российско-германских проектов в сфере цифровизации.

Из представленных материалов в сочетании с мнением опрошенных представителей совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации можно сделать следующие выводы:

- в силу специфики организации внутренняя среда совместных проектов в сфере цифровизации не была значительно подвержена негативным воздействиям пандемии COVID-19;

- как проводники новых цифровых технологий, включая коммуникационные, такие предприятия оказались адаптивными к социальным ограничениям пандемии COVID-19 в организационном контексте, а их деятельность способствует дальнейшему распространению организационных инноваций, способствующих более успешной адаптации к условиям пандемии широкого круга субъектов. В этой связи большинство элементов цифровой экономики оказались слабо подверженными влияниям скачков спроса в период пандемии COVID-19. Для целого ряда проектов, прежде всего, тех, задействованных в цепочках создания ценностей в сфере дистанционных коммуникаций, безналичных платежей и др., наблюдается скачкообразный рост спроса – в этой связи важной управленческой задачей остается обеспечение сбалансированного развития в период после пандемии;

- основное негативное влияние на совместных российско-германских проекты в сфере цифровизации в условиях пандемии COVID-19 оказывает неблагоприятное состояние делового климата и деловой среды в целом. Многие контрагенты испытывают затруднения в обеспечении обычного функционирования бизнеса, либо перевели его в режим гибернации, либо вовсе ушли с рынка. Разрушение сложившихся связей и иные аналогичные негативные последствия объективируют необходимость дальнейшего поиска форм и методов обеспечения устойчивого функционирования инфраструктуры цифрового бизнеса, в том числе, по всей видимости, за счет автономных решений.

Обсуждение

Полученные данные подтверждают наличие многочисленных преимуществ российско-германского сотрудничества в цифровой сфере, обеспечивающих лучшие условия функционирования проектов в сравнении с состоянием высокотехнологичного российского бизнеса в целом. Из представленных результатов напрашивается очевидный вывод о том, что элементарное сложение активов и потенциалов двух стран в сфере цифровизации приведет не только к их преумножению, но и выведет каждую из двух стран в число лидеров глобальной цифровизации, позволит занять достойную позицию в глобальной конкуренции в диджитал-сфере.

При этом следует отметить, что сотрудничество двух стран в сфере цифровизации имеет, как правило, односторонний вектор, а именно: российские партнеры по инициативе GRID (или иного взаимодействия) перенимают опыт германских коллег, получают содействие в развитии цифровых инициатив. Однако не стоит забывать о том, что эффективное двустороннее партнерство предполагает взаимный обмен опытом и технологиями, тем более, что российская сторона располагает потенциалом, идеями и опытом успешной реализации прорывных проектов в сфере цифровизации.

Однозначную оценку инициативе GRID и ее роли в развитии российско-германского сотрудничества в контексте глобальной цифровизации дать достаточно сложно. GRID имеет относительно короткую историю функционирования – инициатива была сформулирована лишь в июне 2017 года. Отмечая безусловную важность диалога в рамках инициативы GRID как инструмента стимулирования российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации, хотелось бы указать на необходимость скорейшего перевода сотрудничества в практическую сферу с конкретными результатами, полезными для всех сторон взаимодействия. Пожалуй, наибольшую продуктивность и практический интерес представляют специализированные выставки достижений немецких корпораций в сфере цифровизации. Тем самым для интенсификации двусторонних взаимоотношений в исследуемой сфере необходим концептуальный пересмотр механизмов инициативы GRID, включая выделение линий взаимодействия и обеспечение встречного (со стороны российских компаний и корпораций) обмена опытом. При этом, несмотря на сложности взаимоотношений в условиях внешнеполитической напряженности, инициатива двустороннего сотрудничества должна все в большей степени переходить на правительственный уровень, формируя устойчивые долгосрочные предпосылки для успешного российско-германского двустороннего сотрудничества в сфере цифровизации.

Для повышения успешности двустороннего взаимодействия предлагается реализовать также нижеследующие мероприятия: формирование межправительственного фонда финансирования образования, науки и инноватики; создание совместных образовательных программ по подготовке специалистов и обмену знаниями; реализация межправительственных программ содействия кибербезопасности цифровых систем и платформ, борьбе с киберпреступностью и др. С учетом значимой роли Германии в функционировании ЕС, правительство ФРГ, депутаты, иные заинтересованные лица призваны выступить инициаторами углубления сотрудничества между Россией и ЕС в сфере цифровизации, основанного на безусловном благоприятствовании и недопущении бюрократических и иных формальных препятствий с пониманием стратегической значимости данного сотрудничества во благо общеевропейского развития.

Заключение

Таким образом, российско-германское взаимодействие в контексте глобальной цифровизации может быть оценено удовлетворительно: в настоящее время наметились контуры сотрудничества, прорабатываются институты кооперации, которая осуществляется как на уровне корпораций, так и между национальными экономиками. Важную роль в развитии двусторонних взаимоотношений в диджитал-сфере играет инициатива GRID, которая, впрочем, не в полной мере реализует имеющиеся возможности, включая недостаточное внимание со стороны правительств, прежде всего, ФРГ; одновекторность сотрудничества (рецепция инноваций цифровой эпохи, произведенных в России, практически не осуществляется); недостаточно выраженный переход от переговорно-консультативной фазы взаимодействия к практическому сотрудничеству в сфере цифровизации.

При этом, как показывают результаты исследования, у росийско-германских проектов в сфере цифровизации имеется ярко выраженный существенный социально-экономический потенциал, подтвержденный результатами эмпирической оценки динамики ключевых индикаторов устойчивого развития российско-германских проектов в области цифровизации в сравнении с аналогичными значениями по выборке высокотехнологичных предприятий России и Германии.

Считаем, что для интенсификации двусторонних взаимоотношений в исследуемой сфере выявленные недостатки должны быть устранены на основе концептуальной ревизии инициативы GRID с организационной, правовой, экономической точек зрения, в т. ч. перевода инициативы на межправительственный уровень и обеспечения встречного обмена опытом между корпоративными лидерами цифровизации двух стран.

Представляется, что имеются все предпосылки для перехода цифровой кооперации между двумя странами на новый уровень, что выступает в интересах не только российского и германского социума и национальных экономик двух стран, но также видится важным в контексте цивилизационного развития на современном европейском пространстве.


Источники:

1. Lyashenko V., Pidorycheva I. The formation of interstate and cross-border scientific-educational and innovative spaces between Ukraine and the European Union member states in the digital economy // Virtual Economics. – 2019. – № 2. – p. 48-60. – doi: 10.34021/ve.2019.02.02(3).
2. Kotka T., Vargas C., Korjus K. Estonian e-Residency: Redefining the nation-state in the digital era. University of Oxford Cyber Studies Programme working paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.politics.ox.ac.uk/materials/publications/14883/workingpaperno3kotkavargaskorjus.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
3. Karpova O., Mayburov I. Implementation of the E-Customs Project in Russia and the Golden Customs Project in China: Opportunities for Cooperation and Coordination // Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). 2019. – p. 528-532.– doi: 10.2991/essd-19.2019.117.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
5. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Коронавирус COVID-19 — «джокер», который может привести мировую экономику в глубокую рецессию // Вестник МИРБИС. – 2020. – № 2(22). – c. 6-15. – doi: 10.25634/MIRBIS.2020.2.1 .
6. Цветков В.А., Дудин М.Н. Пандемии COVID-19 как угроза продовольственной и экономической безопасности страны // Экономика и управление. – 2020. – № 4. – c. 334-344. – doi: 10.35854/1998-1627-2020-4-334-344 .
7. Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Джиха Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
8. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
9. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. – 2020. – c. 663-682. – doi: 10.18334/eo.10.3.110600.
10. Wood S., Henke O. The Salisbury Poisoning Case and German–Russian Relations: Ambiguity and Ambivalence // Political Quarterly. – 2018. – № 4. – p. 702-708. – doi: 10.1111/1467-923X.12565.
11. Соболев А. Торгпред России в Германии: Мы видим восстановление интереса к России со стороны немецких партнеров. Russiancouncil.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/torgpred-rossii-v-germanii-my-vidim-vosstanovlenie-interesa-k-rossii-so-storony-nemetskikh-partnerov (дата обращения: 10.10.2020).
12. Текущие материалы Таможенной Статистики. Customs.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?=13858&Itemid=2095 (дата обращения: 10).
13. Stelzenmuller C. Germany's Russia Question-A New Ostpolitik for Europe // Foreign affairs. – 2009. – № 2. – p. 89.
14. Hartwig J., Kroneberg D.W. Die Bürgerkommune auf dem Weg in die digitale Transformation. / Die Bürgerkommune in der digitalen Transformation: Verwaltung, Verwaltungsdienstleistungen und Bürgerbeteiligung in Zeiten von 4.0., 2017.
15. Plattform Industrie 4.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.plattform-i40.de/PI40/Navigation/EN/Home/home.html (дата обращения: 10.10.2020).
16. Белов В. Сотрудничество России и Германии в области цифровизации экономики. Instituteofeurope.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.instituteofeurope.ru/publications/analytics (дата обращения: 10.10.2020).
17. Шнепс-Шнеппе М.А., Сухомлин В.А., Намиот Д.Е. О программе «Цифровая экономика Российской Федерации»: как создавать информационную инфраструктуру // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – № 3. – c. 37-48.
18. First steps by the G20 towards the Implementation of the Roadmap. - Berlin, 2017. – 125 p.
19. Process Industries and Drives. Siemens.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.siemens.com/global/en/home/company/about/businesses/process-industries-and-drives.html (дата обращения: 10.10.2020).
20. Цифровая экономика без границ. Russian Business Guide. - 2018. - c. 28-32
21. Гурков А. Цифровой город: Россию ставят в пример Германии. Dw.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/цифровой-город-россию-ставят-в-пример-германии/a-49379590 (дата обращения: 10.10.2020).
22. Германо-Российская инициатива по цифровизации экономики (GRID). Russland.ahk.de. [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/ru/vtp/iniciativa-po-cifrovizacii-grid (дата обращения: 10.10.2020).
23. Российско-немецкое сотрудничество в эпоху цифровых трансформаций. Ict2go.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ict2go.ru/events/13487 (дата обращения: 10.10.2020).
24. Quarterly news digest of the German-Russian initiative for digitalization of the economy. Delegation Trip. Russland.ahk.de. [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Netzwerk/GRID/proGRID/proGRID_4.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
25. Цифровизация в сырьевой экономике - перспективы германо-российского сотрудничества. Wissenschaftspartner.de. [Электронный ресурс]. URL: https://wissenschaftspartner.de/ru/veranstaltungen/digitalisierung-im-bergbau-perspektiven-der-deutsch-russischen-zusammenarbeit7 (дата обращения: 10.10.2020).

Страница обновлена: 11.01.2021 в 13:18:06